Найти тему
ФОМ

«Если общество выйдет из пандемии с ощущением победы, последует потребительский бум. А если с усталостью – экономический кризис»

Сессия мараФОМа «Люди, деньги, кризисы» состоялась 24 июня. На ней эксперты в области макроэкономики обсудили финансовое поведения россиян во время пандемии

В начале мероприятия, которое прошло в гибридном формате (часть участников находилась в студии Фонда Общественное Мнение и часть – онлайн), социологи ФОМа представили результаты недавних вопросов. Они сообщили, что до начала третьей волны все экономические показатели имели минимальные значения за время пандемии, а после резкого ухудшения эпидемиологической обстановки вернулись к уровням зимы – начала весны. Также выросли доли опасающихся потери работы и сокращения зарплаты.

Тревожную тональность поддержал заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. Он сказал, что еще с кризисного 2014 года в стране наблюдается пессимистичный потребительский бум, когда население считает, что ничего хорошего его не ждет, но вместо сокращения расходов, напротив, тратит. Нерациональное финансовое поведение свойственно россиянам и в этот кризис. Однако в 2020 году, по словам эксперта, потребление сильно упало, хотя люди не стали больше сберегать, о чем свидетельствовали увеличение остатков на карточных счетах и феноменальный рост наличности на руках. Последнее Олег Солнцев объяснил вовсе не желанием людей сделать денежный запас на будущее, а тяжелой ситуацией, в которую попали малый бизнес и самозанятые, а также уходом от налогов. Он предположил, что эти деньги вернутся в банковскую систему, когда уйдет тревога, и россияне начнут инвестировать их, например, в ценные бумаги со свойственной им недальновидностью.

Заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская сказала, что структура потребления начала перестраиваться задолго до пандемии. И сейчас появляются признаки исчерпания запасов прочности. По словам эксперта, в 2020 году доля семей, у которых есть запасы, сократилась, а доля семей с непогашенными кредитами существенно возросла. У малообеспеченных слоев совсем не осталось возможности экономить на чем-то. И финансовое поведение таких людей – это результат сложившейся неблагоприятной динамики расходов на протяжении длительного периода времени. При этом Оксана Синявская отметила, что нынешний кризис отличается от кризиса 2015 года наличием разовой государственной поддержки. И с точки зрения субъективных оценок финансового благополучия все не так плохо, как бывало раньше. Однако пандемия еще не завершилась, третья волна будет не менее тяжелой, чем вторая, и последствия для здоровья могут заметно повлиять на ситуацию.

О положительном эффекте пандемии рассказал руководитель Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ Олег Шибанов. По его словам, пандемия стала главным драйвером перехода населения к онлайн-платежам. Сегодня только 13% пользуются наличностью, 87% предпочитают банковские карты. Более того, многие знают об их преимуществах – бесконтактных технологиях, безопасности транзакций, наличии кешбэка и разнообразных программ лояльности – и с удовольствием ими пользуются. При этом люди понимают, что дебетовые карты дешевле кредитных. Все это дает основания утверждать, что россияне в большинстве своем являются финансово грамотными.

Высокую финансовую грамотность населения отметил и заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй Владимир Шикин. Он привел статистику, которая зафиксировала в начале пандемии, в марте 2020 года, резкое падение количества заявок на получение кредитов и займов от частных лиц, за которым последовал рост вплоть до апреля 2021 года. По его словам, первыми снизили свою кредитную активность заемщики с высоким персональным кредитным рейтингом. Он предположил, что эти люди в силу собственной финансовой грамотности, понимая общую и свою финансовую неопределенность, предпочитали не брать новые кредиты, а расплачиваться по существующим. Правда, к лету ситуация изменилась, заемщики хорошего качества вернулись на рынок – произошел всплеск в ипотечном и автокредитовании, а в начале 2021 года в автокредитовании и вовсе был побит рекорд.

О рациональном поведении имеющих кредиты россиян сказал и президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств и председатель совета СРО «Мир» Эльман Мехтиев. Он привел статистику обращений коллекторов к должникам. Число тех, кто пообещал платить, и тех, кто потом действительно заплатил, в 2020 году, несмотря на трудную финансовую ситуацию, по сравнению с 2019 годом выросло. Эксперт объяснил это тем, что люди, хотя у них и упали доходы, предпочли направить сбережения на погашение долгов. При этом он выразил сомнение в том, что ответственное финансовое поведение россиян станет нормой. По словам Эльмана Мехтиева, во время кризиса всегда поведение становится более рациональным, но лишь до момента экономического роста – после люди расслабляются.

Подводя своеобразный итог встречи и говоря о нынешней экономической ситуации в целом, руководитель направления «Инновации и цифровые технологии» МШУ СКОЛКОВО Владимир Коровкин заявил, что текущий кризис нельзя сравнивать с предыдущими экономическими кризисами, потому что он не имеет экономической природы. По его словам, Россия и другие страны смогли позволить себе локдауны и прочие меры, потому что экономика была в неплохой форме. А то, что происходит сейчас, больше напоминает войну. Эксперт напомнил, что войны начинаются в период растущей экономики и в странах-победителях ведут к потребительскому буму. Сейчас потребительское поведение парадоксальное, нерациональное, людей бросает от оптимизма к пессимизму. И кардинально важно, на какой волне общество выйдет из пандемии с точки зрения самоощущения. Если будет ощущение общей победы, тогда все будет хорошо и последует потребительский бум. А если – усталость, то это, по мнению Владимира Коровкина, может привести к экономическому кризису.

Читайте также:

Бизнесмены и социологи поделились опытом в рамках мараФОМа

Исследование малого бизнеса – это помощь социологов малым предпринимателям