Найти тему
История любви

Людмила Гурченко и Иосиф Кобзон: сорок лет молчания

Певец и актриса, самая красивая звездная пара СССР, прожили в браке всего три года, но расстались врагами. Только спустя много лет стали известны подробности их развода, которого, как оказалось, и не было вовсе. Кажется, что у звезды «Карнавальной ночи» и певца №1 советской эстрады не могло быть ничего общего. Они могли быть счастливы вместе, но все сложилось иначе.

Гурченко и Кобзон
Гурченко и Кобзон

Впервые Людмила Марковна и Иосиф Давыдович встретились в 1964 году на мероприятии во Всесо­юзном театральном обществе, после демонстрации французского фильма «Шербурские зонтики». Мимолетное знакомство не выходило у Иосифа из головы, и он, с трудом добыв заветный телефон, позвонил актрисе и пригласил ее в ресторан. Их роман был больше похож не на сплошную, а на пунктирную линию: у него гастроли и концерты, у нее перелеты и съемки. К тому же на­кануне своих 30 лет Люся пережила уже третий развод, воспитывала дочь Машу от предыдущего брака и вступать в новые отношения не спешила.

Однажды, сразу после новогодних каникул, Гурченко приехала на гастроли к Кобзону: поддержать молодого, но уже популярного певца. Администрация Дворца спорта города Куйбышева, где проходили выступления, воспользо­валась случаем и пригласила Людмилу принять участие в концертах и спеть несколько песен. Со свойственным ей кокетством, как бы нехотя Гурченко со­гласилась. А внутренне ликовала: в тот момент предложений сниматься у нее не было, а выступать на эстраде она только мечтала. Да к тому же можно остаться рядом с Иосифом: он успешный, кра­сивый, поклонниц хоть отбавляй, мало ли что... Нужен контроль.

Гастрольный брак

После удачного совместного вы­ступления пара поехала в ресторан, а затем в местную гостиницу. Однако свободных одноместных номеров в ней не было, а селить в двухместном не расписанную пару по советским законам не разрешалось. Иосиф по­звонил директору филармонии: так, мол, и так, ситуация неприятная, отме­няйте гастроли —мы уезжаем. Директор пригласил их переночевать у себя дома. Делать нечего - согласились. Гур­ченко все еще не могла успокоиться, и тогда Кобзон принял решение: «При­дется сделать из тебя человека!» По его просьбе директор позвонил за­ведующей загсом с просьбой об одол­жении. Наутро Людмилу с Иосифом официально расписали. Очевидцы вспоминают, что, несмотря на ночную истерику, невеста была чудо как хороша: вишневый бархатный костюм, красиво уложенные волосы...

Когда пришло время ставить штамп о семейном положении, в паспорте невесты не досчитались нужных листов. Под угрозой отмены реги­страции Людмила Марковна с недо­вольным лицом извлекла из сумочки две вырванные и уже сильно смятые страницы. На них была запись о реги­страции предыдущего брака актрисы.

Когда все формальности были со­блюдены, отмечать рождение новой семьи поехали в ресторан. Затем моло­дожены отправились селиться в ту же гостиницу, где их накануне не приняли.

По существовавшим тогда советским меркам этот брак можно было считать идеальным. Две звезды находились на пике популярности, они могли создать образцовую семью с высокими куль­турными запросами. Многим поклон­никам таланта Кобзона и Гурченко казалось, что этот брак будет долгим и счастливым. Так думали и они сами, однако...

«Рожать? Ни за что!»

Романтический налет гастрольной жизни быстро слетел, и начался быт - жесткий, неумолимый, всепо­глощающий. Людмила была патоло­гической чистюлей и аккуратисткой. Иосиф, как и многие мужчины, считал, что порядок - это мелочь, которой можно пренебрегать, чем бесил свою нервную супругу, все чаще и чаще зака­тывавшую ему скандалы.

Это было сложное для актрисы время - и в личном, и особенно в профес­сиональном плане. После успеха «Кар­навальной ночи» сниматься почти не приглашали, а если и звали, то на очень маленькие роли, которые Людмила Марковна считала неподходящими. А она уже привыкла к славе, успеху... На­чалась затяжная депрессия. Ставка на связи Кобзона также не сыграла: его при­глашали, а ее - нет. Свое горе Гурченко начала глушить алкоголем. Забросила даже маленькую дочь. Впрочем, ее вос­питанием актриса всегда занималась мало. В итоге в первый класс Машу повел отчим. К счастью, с падчерицей Кобзон быстро нашел общий язык и даже под­ружился (три года девочка называла его отцом!). Он любил детей и хотел, чтобы у них с Люсей непременно был общий ребенок. «Рожать?! Ни за что!» - бросила ему супруга.

Кадр из фильма "Карнавальная ночь"
Кадр из фильма "Карнавальная ночь"

Наверное, Иосифу следовало под­держать любимую морально, да и по­хлопотать о ее карьере, замолвить сло­вечко перед своими многочисленными высокопоставленными друзьями было бы нелишним. Но он занимался собственными делами. А она была слишком гордой, чтобы попросить о помощи. Непонимание и взаимные обиды росли как снежный ком.

Талант без признания чахнет

На фоне постоянного признания заслуг Кобзона невнимание жюри все­возможных конкурсов и фестивалей, различных худсоветов к Гурченко действительно обижало высокопрофес­сиональную актрису, которая даже в годы забвения нет-нет да и могла блеснуть. И как!

В 1964-м, в год их знакомства, когда Кобзон приобрел всесоюзную извест­ность после исполнения песни Ар­кадия Островского «А у нас во дворе», Людмила - в «Современнике» (!), у Олега Ефремова - блистательно исполнила роль Роксаны в «Сирано де Бержераке». Потом - на той же сцене - была роль Танечки в «Вечно живых» Розова (и, как знать, не проникновенная ли игра Людмилы Гурченко подтолкнула Ми­хаила Калатозова снять по этому розовскому произведению легендарный фильм «Летят журавли») и, конечно же, главная роль Веры Арсеновой в фильме Станислава Говорухина «Белый взрыв» - о борьбе советской спец- группы с бойцами немецкой дивизии «Эдельвейс» в горах Кавказа. И звание заслуженной артистки РСФСР Гурченко получила раньше мужа, в 1969 году, а Кобзон - только в 1973-м (правда, еще в 1964-м он стал заслуженным артистом Чечено-Ингушской АССР).

В 1966 году Иосиф Кобзон ста­новится лауреатом Всесоюзного кон­курса исполнителей советской песни и лауреатом Международного конкурса эстрадной песни в Венгрии, в 1967-м - лауреатом международных конкурсов эстрадной песни в Польше и Германии, в 1968-м - получает третью премию и ла­уреатское звание на конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии. У него выходит семь дисков подряд: «Поет Иосиф Кобзон» (1967), «Песни А. Островского» (1968), «Нефтяные короли» (1968), «Песни нашей Родины» (1969), «Поет Иосиф Кобзон» (1970), «Песни Я. Дубравина» (1970), «Спасибо тебе, дорогая» (1970).

Театр все-таки для избранных зри­телей, эстрада - для всех. И будь ты хоть новая Комиссаржевская, но для устойчивой популярности таких песен, как «Пять минут», должен быть как ми­нимум диск. А его у актрисы не было.

Бурный темперамент Люси не по­зволял ей смириться ни с феерическим успехом мужа, ни с тем, что его окружала восторженная толпа молоденьких по­клонниц. Она ревновала, и ревновала громко: с истериками, битьем посуды. Но говорят, что не без причины: на­слаждаясь свободой во время частых гастролей, верность супруге Кобзон мог и не хранить. Впрочем, каждый раз он возвращался к своей Люсе: найти равную ей было трудно.

При всем своем несносном ха­рактере, Гурченко обладала чувством стиля и вкуса, свойственными только ей манерами. Она вела себя то как утонченная аристократка, то словно торговка. Была в ней какая-то загадка, которая буквально сводила мужчин с ума. Актерским талантом природа на­градила ее щедро, но скрыть своего разочарования в Кобзоне Люся не сумела. (Много лет спустя в книге «Люся, стоп!» Людмила Гурченко на­писала следующие строки: «Ему так нужен был рядом режиссер его внеш­ности, репертуара. Большие воз­можности не заменят вкуса, стиля. Те считанные дни за три года при­несли такую головоломку».) А он, уяз­вленный, начал ее унижать, и бил ис­ключительно по больному месту: мол, какая же ты актриса - кому ты нужна? Тебя и сниматься-то давно не при­глашают!

Иосиф пожалел потом о брошенных в минуту гнева словах, но было поздно. Люся собрала чемоданы и ушла. Унижать себя она не позволит никому! Близкому другу в те дни Иосиф пожа­ловался: «Люся сильная женщина. Она как мужик! А два мужика в одном доме не уживаются». Что тогда произошло в стенах их квартиры, не знает никто.

Либо - все, либо - ничего

Почему две звезды СССР, одинаково любимые народом, чей брак считался образцовым, расстались так, что потом не разговаривали 40 лет?

Одни говорят, что причиной распада их семьи были постоянные измены, причем с обеих сторон. Как яркие лич­ности они любили тянуть одеяло на себя. Между ними было сильное сек­суальное притяжение. Позже Кобзон признавался, что они с Люсей были потрясающими любовниками. «У нас секс происходил везде, где мы только находили друг друга. В поле, степи, в коридоре... Где угодно!» - вспо­минал Иосиф. Правда, такой накал чувств часто выливался в ожесто­ченные ссоры. Они будто бы мерялись силами, делили власть. Кобзона злило то, с какой легкостью Гурченко пере­ключала внимание любой компании на себя. А еще он жутко ее ревновал.

Люди, близко общавшиеся с су­пругами, рассказывали, что актриса не раз ходила с тщательно замаски­рованными синяками. В одном из ин­тервью Кобзон на прямой вопрос, бил ли он бывшую жену, ответил: «Не бил. Каким же должен быть мужчина, ко­торый бьет такую хрупкую женщину, как Гурченко? Другое дело, она един­ственная женщина, на которую я под­нимал руку в своей жизни. Есть такое слово - пощечина».

С другой стороны, Гурченко сама была страшной ревнивицей. Еще бы! Такой красивый, статный мужчина. Толпы поклонниц. И каждая готова на все. Тем более что их жизнь проходила в постоянных разъездах. Она уезжала на съемки, он - на гастроли. Естественно, что находились «добрые» люди, ко­торые доносили о каких-то дорожных приключениях, увлечениях, романах... Это вызывало раздражение обеих сторон. Кроме того, Люся категорически отказывалась общаться с родителями Кобзона. Ну не могла она простить, что там ее приняли настороженно - мол, она не из тех, кто способен посвятить себя мужу без остатка и вести хозяйство. А однажды Гурченко уехала на съемку и присматривать за дочерью оставила свою подругу - актрису театра Мос­совета Татьяну Бестаеву. Говорят, что у Иосифа с Татьяной завязался бурный роман. Они даже поехали отмечать Новый год в загородный пансионат. Отдали ребенка родителям и укатили веселиться.

Когда Гурченко вернулась со съемок, ей эту любовную историю преподнесли во всей красе. Что творилось в душе ак­трисы - страшно представить... Ее бук­вально колотило. Хорошо, что Кобзон в тот момент был на гастролях, и пооб­щаться они смогли лишь по телефону.

Как вспоминал Кобзон, Люся по­звонила и нецензурно орала в трубку, что он такой-сякой. Он бросил трубку.

Разошлись они тоже с диким скан­далом - говорят, что, приревновав, Иосиф ее ударил, - и до конца своих дней так и не помирились. Свою страстную натуру Гурченко не ус­мирила. Еще есть версия, что звездная пара просто устала выяснять, кто из них более успешный и талантливый. Вообще в отношениях с близкими Людмила Марковна всегда хотела быть главной. Она любила, когда ей отдавали все - любовь, силу, энергию, заботу.

Возможно, их брак мог бы спасти ре­бенок. Но Гурченко не могла себя пред­ставить в роли матери. Она даже един­ственную дочь вычеркнула из жизни. Девочке с шести лет самой приходилось ходить за продуктами и оставаться дома одной дотемна. Актриса судилась с дочерью из-за квартиры матери. Даже спустя много лет, когда дочь и внучка Гурченко решились пойти навстречу великой актрисе и помириться с ней, Людмила Марковна категорически от­казалась встречаться со своей родней. На свою правнучку Таисию артистка не захотела даже взглянуть.

Она жила другим. И такие женские радости, как материнство, ей были чужды.

Прощай, но не прости

Их непростой брак продлился три года. Но ирония судьбы в том, что он так и не был расторгнут. Документы на официальный развод пара не подавала. Кобзон был занят творческой деятель­ностью (а может, втайне надеялся, что Людмила все же к нему вернется), а Гур­ченко, вероятно, решила этот вопрос в своей неповторимой манере, выдрав из паспорта еще одну страницу.

После разрыва Кобзон сделал попытку примирения: на одном из светских раутов подошел к бывшей жене поздороваться, но в ответ ус­лышал шипение: «Ненавижу!» Значит, все еще любит - сделал он вывод, но больше с Гурченко не общался. Годы летели, но актриса избегала общих с Кобзоном мероприятий, а выступать на одной сцене если и соглашалась, то только с условием, что их гримерки будут в разных концах коридора.

Только смерть, последовавшая 30 марта 2011 года после несчастного случая, помешала певице «обойти» бывшего супруга по высшим наградам и стать полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством».

После расставания с Иосифом Людмила Марковна еще дважды офи­циально выходила замуж: за музыканта Константина Купервейса и продюсера Сергея Сенина - на этот раз ее браки были более долгими. А Иосиф Давы­дович, нашедший себя в многолетнем счастливом союзе с Нинель Дризиной, продолжал гастролировать по миру и проводить Людмилу Марковну в по­следний путь не пришел. Не смог, или не захотел... Только в приватном разговоре однажды проронил такую фразу: «Люся была необыкновенной женщиной. Мне следовало посвятить ей жизнь...»