Найти тему
Томская неделя

Противостояние

Оглавление
Удивляюсь, как народ не обессилел…
Поколения кричат — не докричатся.
Нет несчастья большего в России,
Чем ходить с прошеньем по начальству,
Чем высиживать в бездонных коридорах,
Чем выстаивать в бездушных кабинетах,
Чем таскать с собой бумаг ненужных горы,
Дожидаясь барского ответа.
А. Розенбаум

Застройщики поселка Зональная станция третий год пытаются получить у главы местной администрации акт ввода на построенное жилье

В апреле 2020 г. на совещании, прошедшем в режиме видео-формата, президент РФ поговорил с представителями строительных компаний о проблемах в строительной отрасли, связанных с самоизоляцией. Понятно, что в ситуации, когда вирус мешает и строить, и жить, огромной отрасли экономики нужны серьезные меры поддержки. Тогда, на совещании, представители строительных компаний услышали от президента, наверное, самые важные для себя слова. «Сразу скажу: мы обязательно поддержим строительный комплекс. Более того, на этапе восстановления экономики именно стройка должна стать одним из локомотивов роста, который потянет за собой и другие сектора», — заявил Владимир Путин.

Президент — за строителей

На официальном сайте главы нашего государства в числе первых поручений указана необходимость улучшения жилищных условий населения и увеличения к 2024 г. объемов строительства жилья в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». Также В. Путин требует: «Необходимо строить не просто много жилья, а строить его по-современному, на основе передовых проектных решений и с использованием качественных современных материалов».

Известно, что после неприятных историй с долевым строительством эта форма взаимоотношений между застройщиками и потенциальными покупателями жилых метров была запрещена. В итоге многие большие строительные компании не справляются. Прошлогодняя история с коронавирусом тоже прошлась по застройщикам, словно бульдозером: строительные компании повально задыхаются от невозможности брать кредиты и оплачивать текущие расходы.

Тем временем потребности россиян в индивидуальном жилье продолжают расти. В свете вышеперечисленных негативных процессов компании, продолжающие изыскивать возможности, чтобы заниматься строительством современного, комфортного и доступного жилья, вызывают большое уважение.

Местное отношение к позиции президента

Однако, как показывает практика, застройщики на местах не всегда встречают понимание и всестороннюю поддержку от административного ресурса в таком непростом по нынешним временам деле, как строительство жилья. Об одном из таких примеров рассказали пришедшие в редакцию нашей газеты Дмитрий и Евгений Костаревы. Братья являются частными застройщиками в пос. Зональная станция, и вот уже третий год безрезультатно пытаются получить у главы местной администрации акт ввода на построенное жилье. Вроде все сделали по правилам и по закону: собрали все необходимые документы, прошли все проверки и подтверждения, а тут — раз, и буквально землю из-под ног вырывают. И кто? Глава Зональненской администрации! Которая, казалось бы, должна ратовать за увеличение объемов жилищного строительства и всячески способствовать трудам застройщиков, а не чинить им препоны. Обращения в вышестоящие органы о содействии в решении данной проблемы результата не дают. По причине — что это как бы не их полномочия.

Казус Костаревых

С 2017 г. братья Дмитрий и Евгений Костаревы начали строить в мкр. «Радужный» пос. Зональная станция таун-хаусы. Изначально — для себя и своих семей, в последствии — и в коммерческих целях комплексной застройки данного микрорайона (поселок закрытого типа). В итоге на данный момент построено три дома, включающих 19 блок-секций. Хотя по первоначальным планам застройщиков на сегодня таких блок-секций должно было быть построено 36.

Здесь следует сразу подчеркнуть, что блокированная застройка (коей и являются таун-хаусы) предполагает наличие не только разрешения на строительство, а разрешения на строительство на основании проектной документации в соответствии с постановлением правительства «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» № 87. Это означает, что Костаревы изначально добросовестно позаботились о том, чтобы у них был в наличии полный пакет разрешительных документов.

— С февраля 2019 г. мы приступили к сдаче своего первого дома, — рассказывает Евгений Викторович. — Необходимо было получить акт ввода в эксплуатацию и зарегистрировать объекты в установленном законом порядке. Глава Зональненской сельской администрации Е. Коновалова под любыми предлогами не выдавала нам акт ввода. За прошедшее время мы прошли проверки прокуратуры, которая признала данный нормативный акт (об отказе ввода построенного жилья в эксплуатацию) неправомерным, и даже выиграли три суда. Районным судом была назначена судебно-техническая экспертиза. Ее осуществляла ОГАУ «Томскгосэкспертиза», которая заключила, что объект построен в полном соответствии с проектной документацией и разрешением на строительство. Несмотря на это, администрация Зональненского сельского поселения подала апелляционную жалобу. Томский областной суд оставил в силе решение суда первой инстанции. Однако нам снова выдали отказ в вводе объекта в эксплуатацию по тем же основаниям, которые прежде уже рассматривались судами двух инстанций.

В результате повторного отказа о вводе построенного жилья в эксплуатацию в ноябре 2020 г., в марте 2021 г. суд Томского района вынес новое судебное решение о неправомерности этого отказа (со ссылкой на первый отказ и решения судов первой и второй инстанции).

Чего изволите?

— 17 мая 2021 г. мы были приглашены в администрацию пос. Зональная станция, где нам опять предъявили все те же требования, которые уже были рассмотрены в суде, — продолжает Е. Костарев. — При этом глава поселения Е. Коновалова требовала внести изменения и в проектную документацию, и в разрешение на строительство, что по действующему законодательству не требуется, а также установлено и подтверждено судами.

Здесь стоит пояснить, что в мкр. «Радужный» порядка четырехсот земельных участков. Газ на них проводили в три пусковые очереди. Первыми двумя очередями были охвачены земельные участки разных собственников, 50% которых принадлежали крупному земельному собственнику. А вот в третьей очереди почти все участки принадлежали и по настоящее время принадлежат тому самому крупному собственнику — семье Ларионовых. И только четыре земельных участка принадлежали другому собственнику. Именно эти участки впоследствии купили братья Костаревы.

— Параллельно шел еще и арбитражный процесс, когда банкротят бывшего владельца наших земельных участков, с исковым требованием вернуть в конкурсную массу земельные участки (признав сделки недействительными через фиктивное банкротство), — включается в разговор Дмитрий Викторович. — В суде «всплыли» документы: оригиналы и копии разрешений на строительство, заверенные администрацией Зональненского сельского поселения на дату запросов суда, якобы выданные в 2013 г. Зональненской сельской администрацией на эти же земельные участки на имя предыдущего собственника. В марте текущего года мы выиграли в арбитражном суде и по данному вопросу: всплывшие документы признаны судом «критическими», поскольку и судебными, и адвокатскими запросами в разные инстанции (администрацию и архив Томского района и поселения, дошли даже до областной статистики) нигде больше эти документы не фигурируют. То есть они существуют в единственном экземпляре. В данный момент времени идет проверка по этим документам следственными органами.

Глава Зональненского сельского поселения Е. Коновалова
Глава Зональненского сельского поселения Е. Коновалова

Начало собственного расследования

— Требование получения нового градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) на построенный дом, которое требовала Коновалова, подразумевает под собой, что это должно обрушить всю нашу техническую и разрешительную документацию, и все построенное автоматически становится самостроем, — поясняет Евгений Викторович. И невольно напрашивается вывод о цели такого требования, ведь если признать построенные объекты самостроем, то и земельные участки можно попытаться вернуть в конкурсную массу через банкротство физического лица, что собственно и происходило до настоящего момента.

— В результате последнего отказа, который был нам дан в ноябре прошлого года (и по которому братья Костаревы уже судились в марте нынешнего года — прим. автора), нам предъявили требование, что якобы мы предоставили неполный пакет документов, а именно: схему расположения объектов на земельном участке и схему расположения сетей. Поскольку данные земельные участки в свободной продаже не существовали, мы стали искать: а кто, собственно, строил сети, откуда они появились? Ведь мы получили справки о выполнении ТУ из ресурсоснабжающих организаций и прокладкой коммуникаций не занимались. И нашли, что в свое время Е. Коновалова, являясь председателем ЖСК «Радужный», в последующем была еще и членом кооператива «Красивый пруд» и организатором кооператива ЖК «Ромашка». Мы стали искать, каким же образом данные земельные участки получили инженерную инфраструктуру? Оказалось, что заказчиком всей проектной документации была госпожа Коновалова, заказчиком технических условий от всех трех кооперативов тоже была госпожа Коновалова. Получается, она управляла земельными участками от лица семьи Ларионовых?! В том числе и теми земельными участками, на которых мы осуществляли строительство. К слову, информацию по этому вопросу мы получили в свободном доступе.

Всплыли преинтересные факты

Оказалось, что, начиная с 2013 г., управление ЖКХ Томского района построило сети на этих земельных участках за счет бюджета. Причем в интересах не только жителей, купивших земельные участки и живущих на этой территории, но и в интересах крупного владельца земельных участков в этих микрорайонах. Получается, что стараниями Зональненской администрации за счет бюджета земельные участки были обеспечены инженерной инфраструктурой, что неизбежно увеличило их стоимость в этом районе, причем кратно! Так, стоимость земельного участка в ПК МК «Ромашка» на момент первых продаж составляла 300 тыс. рублей, на сегодня это уже 700 тыс. К концу текущего года в связи с планируемой газификацией стоимость этих же участков будет составлять уже свыше миллиона рублей. То же самое получается, если взглянуть на участки мкр. «Красивый пруд» и мкр. «Радужный». На сегодня стоимость земли в них составляет от 1 млн 500 тыс. рублей. Вступительные взносы в кооператив составляют от 100 тыс. рублей.

К слову, на сегодняшний день Е. Коновалова уже не является председателем кооператива, а только его членом. Возникает справедливый вопрос, на каком основании, являясь главой администрации сельского поселения, Коновалова продвигает интересы кооперативов? Почему прокуратура Томского района не проводит проверку по признакам конфликта интересов?!

15 июня этого года губернатор Томской области Сергей Жвачкин на аппаратном совещании высказал недовольство темпами строительства жилья. А тут на глазах у всех открытое бойкотирование жилищного строительства. И кем? Органами местного самоуправления! И это вместо оказания поддержки и помощи!

Застройщики, братья Косторевы, вместо строительства жилья вынуждены ходить по судам, чтобы ввести в эксплуатацию уже построенное!

Тем временем братья Костаревы готовят очередной пакет документов, а юристы оформляют иск о взыскании ущерба, который был причинен действиями главы Зональненской сельской администрации Е. Коноваловой в виде отказа в своевременном вводе объектов строительства Костаревых в эксплуатацию. Речь идет о квалификации действий в соответствии со статьями 285 и 286 УК РФ.

Не мытьем, так катаньем

После обращения в следственные органы и проведения проверки по нашему заявлению, 25 мая 2021 г. администрация Зональненского сельского поселения выдала акт ввода объекта, не предъявляя больше никаких дополнительных требований, — заключают Костаревы.

Однако, уже 9 июня 2021 г. управление Росреестра по Томской области выдало главе Зональненского сельского поселения Е. Коноваловой уведомление о том, что выданное ею разрешение на ввод в эксплуатацию по содержанию не соответствует требованиям законодательства.

Получается, братьям Костаревым предстоит дальнейшая борьба с главой Зональненской администрации? Неужели Е. Коновалова считает себя настолько не ограниченной в правах, что самолично решает, давать ли акт ввода в эксплуатацию на тот или иной объект строительства? Или она, занимая руководящую должность, представляет чьи-то интересы? Думаем, со всем вышеизложенным должны детально разбираться правоохранительные органы.

Продолжение следует

Дарья Егорова