Найти в Дзене

ОДИНОЧЕСТВО В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (психология)

Понятие «одиночество» довольно часто используется как некий собирательный образ, обозначающий разнообразные экзистенциальные состояния сознания (покинутость, отчужденность, опустошенность, некоммуникабельность и др.). «Любая попытка определить или противопоставить друг другу термины „одиночество“, „изолированность“ и „уединенность“ по сути своей тщетна, ибо все эти понятия, правильно понятые, каждый по-своему сводимы к примордиальной форме сознания, а именно «страху перед одиночеством», — справедливо замечает Б. Миюскович. Да, действительно, очень часто «одиночество» превращается в собирательную категорию, которая опирается преимущественно на негативные проявления самооценки и самовосприятия. Так же, допустимы широкие и разноплановые интерпретации феномена одиночества, рамках философии и искусства, хотя специфика социологии и социальной психологии, как научных дисциплин, требует строгого определении понятия «одиночество», с целью получения контепта, модели для дальнейшего эмпирическог
Оглавление

Понятие «одиночество» довольно часто используется как некий собирательный образ, обозначающий разнообразные экзистенциальные состояния сознания (покинутость, отчужденность, опустошенность, некоммуникабельность и др.). «Любая попытка определить или противопоставить друг другу термины „одиночество“, „изолированность“ и „уединенность“ по сути своей тщетна, ибо все эти понятия, правильно понятые, каждый по-своему сводимы к примордиальной форме сознания, а именно «страху перед одиночеством», — справедливо замечает Б. Миюскович.

Да, действительно, очень часто «одиночество» превращается в собирательную категорию, которая опирается преимущественно на негативные проявления самооценки и самовосприятия. Так же, допустимы широкие и разноплановые интерпретации феномена одиночества, рамках философии и искусства, хотя специфика социологии и социальной психологии, как научных дисциплин, требует строгого определении понятия «одиночество», с целью получения контепта, модели для дальнейшего эмпирического изучения одиночества.

Рассмотрим психоаналитический подход Зилбурга, Саливана, Фромм-Рейхмана, в попытках объяснить феномен одиночества.

Анализируя и обобщая некоторые положения психоаналитических теорий можно заметить то, что одиночество, в рамках психологической парадигме данного направления, предстает как состояние отрицательное, причины которого следует искать в детстве.

Один из представителей психоанализа Зилбург разграничивал уединённость и одиночество. Суть уединенности «нормальное», возникающее в результате отсутствия близкого и конкретного «кого-то». Одиночество же - это неприятное, непреодолимое, константное ощущение. Причины одиночество Зилбург видел в таких чертах личности как враждебность, мания величия и нарциссизм, в устремленности сохранить инфантильное чувство собственного могущества. Данные личностные проявления начинают формироваться в детстве, когда ребенок наряду с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное ощущением маленького, слабого существа, вынужденного ждать удовлетворение своих потребностям по средствам других.

Г. Салливан попытался объяснить возникновения чувство одиночества в следующем: так как потребность в аффилиации начинается в младенчестве, когда ребенок стремится к контакту с значимыми взрослыми, в подростковом возрасте данное стремление приобретает форму потребности в межличностных контактах со сверстниками, которым можно доверить все свои сокровенные переживания, дак вот, если подростку не удается удовлетворить данную потребность, то у него развивается ощущение глубоко одиночества.

Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.

Человеко-центрированный подход К.Роджерса.

Теория К. Роджерса о причинах возникновения ощущения одиночества отличается от психоаналитеческих теории тем, что он не относит к ним детские ранние воспоминания, а считает то, что ощущение одиночества вызвано различными текущими влияниями, явлениями и событиями, которые воздействуют на личность.

Согласно теории К. Роджерса, одиночество являет собой проявления низкой, слабой приспособляемости и сопротивляемости личности, а причина в феноменологическом несоответствии представлений индивида о собственном образе «Я».

И разделяет процесс возникновения ощущение одиночества на три этапа:

- своеобразное влияние общества, вынуждает индивида действовать и вести себя, подчиняясь социальным требованиям, которые, в свою очередь, ограничивают свободу различных проявлений некими сформировавшимися и действующими образцами того или иного общества.

- данные ограничения влекут за собой противоречия между истинным внутренним «Я» индивида и проявлениями его «Я» в межличностных взаимоотношениях с другими людьми, что становится причиной потери смысла существования.

- ощущение одиночества посещает индивида тогда, когда устраняются защитные барьеры на пути к собственному «Я» и индивид думает о том, что ему в дальнейших попытках установить какой-либо контакт с окружающими будет невозможен.

И здесь образуется замкнутый круг: индивид веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто и будет отвергаться другими, замыкается в себе и, чтобы не испытывать неприятные чувства, связанные с отвержением окружающих, продолжает придерживаться своих социальных представлений, что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».

Социально-психологический подход Боумена, Рисмена, Слейтра.

Некоторые представители социальной психологии, в отличии от психоаналитической и человеко – центрированной теории, переносят ответственность за возникновение ощущения одиночества на общество.

Боумен выделил несколько факторов, которые способствуют усилению одиночества в современном обществе:

- увеличение семейной и социальной мобильности;

- ослабление связей в первичной группе.

Рисмен выделил одну из главных причин одиночества, которая заключается в ориентации на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Все это становится причиной приобретения личностью постоянного беспокойства и зависимости от постоянного удовлетворения потребности в внимании от окружающих. Причем эта потребность никогда не может быть удовлетворена.

Рисмен характеризуя американское общество как «направленного вовне», пишет, что его члены образуют «одинокую толпу».

Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество.

Интеракционистский подход Вейса к одиночеству отличается от рассмотренных выше по двум причинам:

- он считает, что возникновение ощущения одиночества — это результат влияния двух факторов - личности и ситуации;

- он рассматривал одиночество в контексте социальных отношений, а причину одиночества видел в недостатке социального взаимодействия личности, а также взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы индивида.

Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной эмоционально - интимной привязанности как супружеская или любовная. Социальное же одиночество является результатом отсутствия чувства общности и значимых дружеских связей, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.

Когнитивный подход Л. Э.Пепло.

Согласно когнитивной теории Л.Э. Пепло, познание является ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л. Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

Теория представителей экзистенциализма.

Первые попытки переноса идеи философии экзистенциализма в психотерапевтическую и психологическую практику дали весьма ограниченные результаты. Ряд экзистенциально мыслящих философов оказали на психологов большое и непосредственное влияние, но вершинами экзистенциальной психологии на сегодняшний день являются общепсихологические теории и методологические основы психологической практики, разработанные на основе философии экзистенциализма такими авторами как В.Франкл, Р.Мэй, Д.Бьюдженталь.

В экзистенциальной психологии выделяют базовый конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под реальностью существования в экзистенциальной психологии понимают определенные конечные факторы, являющиеся неизбежной, неотъемлемой составляющей бытия человека в мире. Одиночество или, если быть точным, изоляция относится к таким реалиям. Обобщая все сказанное ранее, можно сказать, что в отличии от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия.

И. Ялом рассматривая одиночество в контексте изолированности, как одну из явлений существования, объясняет, одиночество – это не есть изолированность от общества и не есть внутренняя изоляция, это фундаментальная изоляция, заключающаяся в отделенности между индивидом и миром и пропасти между собой и другими. Таким образом, он выделяет два вида изоляции: фундаментальную и экзистециальную.

В своих работах по экзистенциальной психотерапии он рассматривает несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной изоляции - конфронтация со смертью и свободой. Знание о конце собственного бытия заставляет человека понять, что никто не может умереть вместе с кем-то или вместо кого-то. Свобода же, понимаемая здесь как принятие ответственности за свою жизнь, подразумевает собственное «авторство» жизни, принятие факта, что никто другой не создает и охраняет тебя. К экзистенциальной изоляции приводят также и индивидуальные опыты дефамилиаризации - состояний, в которых с конституированного нами мира срываются покровы реальности, а с объектов «вырываются символы». И тогда человек теряет ощущению уюта, принадлежности к чему-то знакомому.

Говоря о связи роста и изоляции, Ялом приводит определение Ранка, который считал, что процесс роста тесно связан с сепарацией, превращением в отдельное существо (рост подразумевает автономию, индивидуацию, независимость и самоконтроль). Однако, человек расплачивается за сепарацию изоляцией.

У человека, пишет Ялом, есть два способа ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» - частичное принятие этой данности и отношения. Несмотря на то, что отношения не могут уничтожить изоляцию, они помогают разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции».

Если человек не принимает своею изолированность, встречая ее стойко, человек не может с любовью обратиться к другим. Оказывавшись в ситуации существования, переживая ужас одиночества и совершать попытки как можно быстрее выбраться из него, индивид не только отдаляется от других, но и отталкивает, сам того не понимая. Другие становиться «оно» и, будучи помещенными внутрь нашего собственного мира, приобретает функцию отрицания изоляции.

Еще один представитель экзистенциального направления в психологии К. Мустакас, разделял истинное одиночество и «суету одиночества». «Суета одиночества» заключается в комплексе защитных механизмов, которые не дают индивиду осуществить попытки решения насущных, деструктивных жизненных ситуации, путем задействования собственной активности вместе с другими людьми. Одиночество истинное произрастает из осознания реальности, заключенной в одинокое существование. Так же как и Ялом он полагал то, что этому осознанию способствует столкновение с пограничными жизненными ситуациями, такими как жизненные перемены, трагедии, горе, смерть, рождение, которые человек переживает в одиночку.

Рассматривая характеристики людей, избегающих осознания одиночества как данности бытия, Кайзер выделил три тенденции, характерные для клиентов с экзистенциальным неврозом:

1) «Сплав» - желание потерять собственную личность, стремление слиться с другим, т.к. желание быть индивидуальностью связано с мужеством быть одиноким, а одиночество часто непереносимо для личности;

2) «Универсальный симптом» - состоявшееся слияние, попытка слияния (или его иллюзия) с другим и переживаемое при этом чувство двойственности;

3) «Универсальный конфликт» - это переживаемое, как страдание, нежелаемое чувство одиночества.

Эти тенденции позволяют клиенту избегать переживаний, вызванных осознанием одиночества. Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в то время как аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.

По сути, об этом же пишет и Сартр: «Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное как совокупность своих поступков, не что иное как собственную жизнь».

Благодаря теоретическому анализу зарубежных теории, можно сделать вывод о том, что существует ряд переживаний, благодаря которым у человека возникает чувство одиночества:

- переживания человека, связанные с тем, что его ценности, идеалы, представления о должном, сформировавшиеся в определенной культурной среде, не находят отклика и понимания у окружающих людей;

- переживания человека, обусловленные исключением его из определенной группы или невозможностью вступления в группу;

- переживание человеком утраты или недостатка духовной связи с другой конкретной, единственной и неповторимой личностью (близкий родственник, друг, любимый).