Добрый день, дорогие друзья! Сейчас самый разгар летних отпусков и каникул. Большинство людей отдыхают и наслаждаются прекрасной погодой где-нибудь на даче или на море. Но, к огромному сожалению, я не отношусь к числу таких счастливчиков. Да, вы все правильно поняли - в моей работе летом наступает самая авральная пора. А это значит, что покой мне только снится. Про отпуск можете даже не спрашивать.
Он у меня будет только зимой. Так что остается только стиснуть зубы и терпеть. Если среди вас есть такие же бедолаги, то помните, что я с вами, братья и сестры по несчастью, крепитесь. Но давайте не будем о грустном. Как говорится, если судьба подкинула вам лимонов - сделайте лимонад. Как насчет того, чтобы возродить одну из ваших любимых рубрик - "шокирующие концовки". Давненько я не писал подобные статьи.
В основном, это было связано с тем, что у меня не было достаточно материала. Банально не приходили в голову подходящие картины. Но то ли летняя депрессия помогла, то ли просто пришло время, но сегодня у меня есть для вас три довольно интересных образца, каждый из которых по-своему сможет пощекотать вам нервы. В свое время, каждый из них наделал немало шума и произвел на меня сильное впечатление.
Не исключаю, что они знакомы вам, но если нет, то самое время наверстать упущенное. Сразу предупреждаю, что подборка ориентирована на взрослую аудиторию и я настоятельно не рекомендую смотреть подобное детям и даже подросткам. Впечатлительным и легко ранимым зрителям тоже лучше воздержаться от просмотра. В остальном, не вижу никаких препятствий для небольшой дозы адреналина. Поехали!
ОСТОРОЖНО СПОЙЛЕРЫ!!!
Лабиринт Фавна. Год - 2006. Страна - Испания, Мексика, США, Франция. Слоган: «Что происходит, когда воображающий верит в то, что воображает?». Режиссер - Гильермо дель Торо. Оценка Кинопоиска - 7.56. Оценка IMDb - 8.2.
Начнем с фильма, который многим известен и искренне любим. Фантасмагорическая, гротескная сказка от одного из величайших гениев современного кино - Гильермо Дель Торо. Сразу же после выхода она стала живой классикой и эталонным шедевром на все времена. "Лабиринт Фавна" - это больше, чем сказка, фэнтези, хоррор или драма. Это настоящее произведение искусства, которое прекрасно во всем.
Все здесь - начиная с сильного, глубокого, запутанного сюжета и заканчивая потрясающим визуальным воплощением фантастических образов - великолепно. Авторы, в буквальном смысле слова, нигде не дали слабину и не схалтурили ни в едином кадре. Никакая, даже самая крошечная деталь, не осталась обделена вниманием съемочной группы, и труды создателей были вознаграждены. Три Оскара и 22 минуты оваций.
Это тот результат, который не американскому фэнтези-фильму не удавалось достичь "до" и вряд ли удастся достичь "после" в ближайшее время. Но давайте отвлечемся от абстрактных дифирамбов и попытаемся разобраться, чем же так хорош "Лабиринт Фавна" на самом деле. Начнем с сюжета. Пересказывать завязку и дальнейшее сложное, комплексное повествование нет смысла, это надо увидеть и прочувствовать самому.
Но я бы хотел отметить некоторые особенности. Во-первых, выбор изначально драматических событий и места действия. Испания, 1944 год - конец второй мировой войны. Прием, сам по себе, не новый ни для кинематографа, ни для маэстро. Что-то похожее мы видим в "Хребте дьявола" от Гильермо Дель Торо и, например, в "Моем домашнем динозавре". Смысл прост - сыграть на контрасте реальности и вымысла.
Режиссер берет абсолютно реальные, исторические события, в идеале значимые для всего мира. А потом добавляет в них какую-то сказочную, локальную историю, максимально личную и узкую. Таким образом, зритель, во-первых, становится растерян и не знает чему верить. А во-вторых, сам того не осознавая, гораздо сильнее проникается маленькими событиями и судьбами. Почему так выходит, спросите вы.
Все очень просто, ведь что-то яркое на фоне чего-то огромного, но темного прекрасно выделяется. Так и получается в случае с маленькой девочкой, которая находит волшебный лабиринт, когда вокруг бушует война. Публика видит практически военную драму - фашисты, партизанские отряды, сломанные жизни. И посреди всего этого живет Офелия и существует мир, созданный ее бурным воображением.
Но воображение ли это на самом деле? Или может она правда нашла волшебный мир? Не зря Гильермо Дель Торо называют мастером туманных образов и формулировок. Двойственность - вот тот инструмент, которым он овладел в совершенстве. До самого конца картины и даже после него решительно непонятно, что правда, а что вымысел. С одной стороны, мы видим суровые, тяжелые реалии второй мировой войны.
С другой, сказочных существ и магические места. И там, и там есть некий налет мрачности и неопределенности. Но Офелия отчаянно рвется в мир грез и волшебства. Он населен жуткими монстрами и таит в себе множество опасностей, но в то же время несет в себе потенциальное спасение и является путем к недостижимым мечтам. Там - в этом мире - Офелия не просто десятилетняя девочка, а настоящая принцесса.
Там ее ждет отец, который является королем волшебной страны. В этих моментах мы видим то, чего героине особенно не достает в повседневной жизни и начинаем склоняться к версии о разгулявшейся фантазии. Она устала от постоянной атмосферы страха, ужасов войны и отчима-тирана. Она хочет жить в мире, в котором нет насилия и жестокости. Она хочет иметь любящего и доброго отца. Жутких созданий тоже можно объяснить.
Офелии 10 лет, на дворе 1944 год, а значит большую часть своей сознательной жизни она живет бок о бок с ужасами войны. Один Бог знает, что она успела увидеть за свою короткую жизнь. Сколько у нее страхов, фобий, комплексов и прочих психических травм - трудно представить. Все это вполне может вылиться в весьма специфичные образы и видения. Но постойте, что насчет магических вещей?
Волшебная книга, корень мандрагоры и мелок - эти предметы были абсолютно реальны и их видела не только девочка. Конечно, детское воображение могло наделить самые обычные вещи магической силой, но прямых доказательств этому нет. К тому же, разве в фильме только волшебный мир несет в себе отголоски реальности? Отнюдь, нет. Если присмотреться, то в каждом персонаже есть что-то карикатурное.
Злодей - Видаль, несчастная мать в неволе - Кармен, бесстрашная поборница справедливости - Мерседес. Действующие лица хоть и реальны, но как будто перенеслись со страниц книги или только что сошли с театральной сцены. Получается, что два мира переплетаются, они неразрывно связаны и даже в чем-то дополняют друг друга. Чем же в итоге все закончится? Перейдем к разбору концовки и посмотрим.
Офелия успешно пройдет два испытания и третьим будет - пролить кровь младенца в центре лабиринта. Она откажется это сделать. Видаль, который заметит, как она забрала ребенка, пойдет за ней и застрелит ее. Сам он будет убит на выходе повстанцами. Мерседес забирает мальчика, находит Офелию, и та умирает у нее на руках. В то же время, нам показывают, что Офелия слышит голос отца и попадает в тронный зал.
Оказывается, что третьим испытанием было поступить правильно и не пожертвовать невинной жизнью ради себя. Она становится полноправной принцессой волшебного царства и остается в нем навсегда. Публике остается лишь гадать - правда это или просто предсмертная агония умирающей девочки. Как мы уже разобрали выше, авторы дали немало доводов в пользу каждого из вариантов. Все зависит от восприятия.
Мальчик в полосатой пижаме. Год - 2008. Страна - Великобритания, США. Слоган - «Взрослое детство войны». Режиссер - Марк Херман. Оценка Кинопоиска - 8.175. Оценка IMDb - 7.8.
Продолжаем. И снова перед нами вторая мировая война. И снова ребенок в центре сюжета. Концепция "война и дети" вообще довольно беспроигрышна, в плане эмоционального давления на зрителя. Но, уверяю вас, в этот раз не будет путаницы с реальностью происходящего и фэнтези-элементов. В данном фильме нет ничего, кроме жестокой правды жизни и кармического воздаяния. Но не будем забегать вперед.
Давайте обо всем по порядку. Итак, семья высокопоставленного офицера Вермахта переезжает из Берлина в деревенскую глубинку. И не просто поближе к природе, а на место нового назначения главы семейства. Назначили его ни кем иным, как начальником концентрационного лагеря для евреев. Надо отметить, что семья состоит из отца, матери и двоих детей - девочки-подростка и мальчика лет 8. Он и будет нашим героем.
Его старшая сестра понимает многое из того, что происходит вокруг, хоть и через призму немецкой военной агитации. Это, кстати, очень реалистичная деталь, поскольку именно ее поколение было наиболее подвержено влиянию так называемой "промывки мозгов". Само собой, она уже "зомбирована" настолько, что считает Фюрера чуть ли не святым, и искренне болеет за правое дело Родины по завоеванию мира.
С мальчиком другое дело. Родители всячески отгораживают его от жестокой правды. Как и все немецкие дети он проходит политизированное обучение, но, в остальном, его мир полностью ограничен семьей. Ему говорят, что Германия - великая страна, что Гитлер приведет ее к величию, что евреи - зло во плоти. Но что именно кроется за этими словами мальчик не знает. Его окружают только забота и роскошь.
Его понимание реальной обстановки настолько ничтожно, что впервые увидев еврейского мальчика в тюремной робе, он называет его "мальчиком в полосатой пижаме". Он искренне не понимает, зачем носить пижаму днем и почему нужно жить за стальной сеткой. Для него, лагерь - это просто странная ферма, а печи для сжигания людей - это печи для сжигания сена. Фильм подан весьма необычным образом.
По сути, он является взглядом на войну со стороны маленького немецкого мальчика, которого всю жизнь отгораживали от страшной правды. Его отец, его семья - являются частью беспощадной машины смерти, которой была нацистская Германия, но сам он практически невинен. Взгляд на ужасы войны со стороны ничего не знающего ребенка смотрится, как минимум, свежо. Это вам совсем не "Список Шиндлера" и не "Пианист".
Здесь нет бьющего под дых, сурового, неотвратимого, бескомпромиссного реализма. Но зато есть беспристрастный, пытливый и искренне недоумевающий взор ребенка. Взор не оскверненный политикой, корыстью и ненавистью к окружающим. Мнение маленького мальчика не зависит от каких бы то ни было сторонних факторов и строится лишь на его личных наблюдениях - простых и четких.
Таким образом, авторы пытаются нам наглядно показать насколько бессмысленной, страшной и бесполезной была та война и все, что с ней было связано. Настолько, что даже ребенок ясно понимает это. Пока взрослые играют в свои жестокие, беспощадные игры, дети играют в свои. Для детей нет рас, нет границ, нет причин причинять боль другим людям. Для них нет причин ненавидеть кого-то настолько, чтобы убивать.
На протяжении всего фильма нам показывают яркий контраст между циничной, мерзкой, прогнившей насквозь изнанкой общества нацистской Германии и простыми играми двух мальчишек. Но в конце создатели все же решают дать зрителю встряску. Герой картины переодевается в "пижаму" и перебирается через ограждение, чтобы поиграть со своим другом. Накануне он смотрел агитационный фильм о лагерях.
Там было показано, как здорово живется евреям за колючей проволокой - спортивные игры, вкусная еда, досуг. Мальчику показалось, что он все понял и что все не так уж и страшно. Но именно в тот момент, когда он решил прикоснуться к миру за оградой, судьба распорядилась самым страшным образом. Будучи одет как еврей, он быстро смешался с толпой и попал в очередную партию на сожжение, в целях оптимизации расходов.
Родители и сестра, которые поздно спохватились, опоздали и уже ничего не смогли сделать. Довольно резкий и, я бы сказал, ультимативный конец. Картина, которая кажется неторопливым сборником тонких моральных намеков внезапно окатывает вас ледяной водой и дает нокаутирующий удар в челюсть. Создатели как бы говорят нам "укоры и назидания - это хорошо, но никто не отменял таких вещей, как карма и расплата за грехи".
Отец мальчика знал, что делает, осознавал свои поступки, но продолжал их творить. Он любил сына и всячески оберегал его от правды. Думаю, что он даже подсознательно ее стыдился. Но не стыдился отдавать приказы о сожжении еврейских детей. Жизнь самым жутким образом взыскала его долг и в этом есть некая ужасная справедливость. Также, можно разглядеть прозрачные намеки на то, что и мальчик уже не так чист.
Порочное воспитание и среда уже дали свои пагубные ростки в юное сердце. Это можно явственно видеть в сцене, когда он соврал и подставил своего друга. Возможно, режиссер пытается нам сказать, что даже он уже не невинен и по-своему причастен к происходящему. А может, мораль проста и стара как мир - "детям суждено расплачиваться за грехи отцов". В любом случае, равнодушны к финалу вы точно не останетесь.
Сербский фильм. Год - 2010. Страна - Сербия. Слоган - «Не у всех фильмов есть счастливый конец». Режиссер - Срджан Спасоевич. Оценка Кинопоиска - 5.032. Оценка IMDb - 5.0.
Предупреждаю сразу, последний фильм сегодняшнего топа, по концепции и стилистике, находится, мягко говоря, неблизко к первым двум. Скажу честно, это обусловлено двумя предельно приземленными причинами. Первая - я не смог вспомнить картин достаточно похожих на "Лабиринт Фавна" и "Мальчика в полосатой пижаме" одновременно. И вторая - я точно не смогу вспомнить ничего похожего на "Сербский фильм".
При этом, концовки всех трех фильмов с полной уверенностью можно назвать шокирующими. Так почему бы не объединить их в одну подборку. Примерно так я рассуждал. В крайнем случае, можете считать, что подобное завершение статьи является своего рода провокацией или эпатажем. Переходим к сути. Сюжет здесь довольно прост. Главный герой - Милош - остепенившаяся порно-звезда. Он женился и у него есть сын.
В один прекрасный день к нему заявляется старая знакомая, которая предлагает ему непыльную работенку, которая будет баснословно щедро оплачена. Любой нормальный человек почуял бы неладное в такой ситуации и Милош не исключение. Но обсуждение ситуации с братом-полицейским и семьей, а также встреча с потенциальным работодателем не предвещают никаких проблем. К тому же, деньги лишними не будут.
В итоге, не смотря на некоторые странности, наш герой соглашается. Чем это для него обернется, вы увидите сами, если решитесь на это безумное путешествие к самым темным глубинам человеческой природы. По другому я охарактеризовать данную картину просто не могу. Я же позволю себе, как и в случае с первыми двумя фильмами, пройтись по основным деталям и затем жестко проспойлерить вам концовку.
Даже не знаю с чего начать, но думаю, что стоит сразу оговориться по поводу направленности картины. Можно по разному ее воспринимать. С одной стороны, это чистой воды провокация и эпатаж, без каких бы то ни было подводных камней. С другой, можно очень сильно поднапрячься и все же разглядеть некие намеки на разложение общества и врожденную жестокость человеческой натуры. Кто-то умудряется копнуть еще глубже.
Самым дотошным зрителям видится не просто абстрактная метафора, а самое настоящее отображение реальных людских пороков в гротескном воплощении. Находятся даже те, кто считает, что автор пытается поднять проблему реально существующих криминальных кругов сомнительной направленности. Если вы спросите меня, то я скажу, что режиссер вряд ли сильно заморачивался по поводу содержания и поднимаемых тем.
Но тем не менее, отрицать реальность всего того ужаса, что вы увидите на экранах, нельзя. Пусть далеко, но совершенно точно где-то такое на самом деле может происходить прямо сейчас, и именно эта мысль не дает мне покоя. Это самое страшное осознание, которое может вам придти в процессе просмотра. Вообще, если рассуждать свободно, то в своих мысленных изысканиях вы можете зайти очень далеко.
Ограничить вас может только ваш рассудок и здравый смысл. Но я настоятельно не рекомендую этого делать, даже если вы являетесь искушенным зрителем, который на раз-два переваривает "Хостел" или "Человеческую многоножку". Все-таки "Сербский фильм" имеет под собой более серьезную социальную базу и лезть в эти дебри не стоит. И даже так, постаравшись обезопасить свою психику, вы сильно рискуете.
Почему? Да потому что в кадре постоянно будут мелькать элементы порно, различной степени откровенности (включая самые извращенные варианты, типа снаффа), убийства, пытки и прочие непотребства, способные вывести из равновесия адекватного человека. И вот тут я могу плавно перейти к финалу. Не отходя далеко от кассы, так сказать. Я перескажу ее максимально коротко и сумбурно, для усиления эффекта.
Так вам будет проще понять, к насколько жесткой вакханалии вам надо приготовиться. Наниматель Милоша окажется психопатом, который жаждет снимать только самое радикальное и шокирующее порно. Героя накачивают афродизиаком для быков, а затем заставляют изнасиловать и убить женщину. Он сбегает, но его снова ловят. И снова накачивают препаратами. В самом конце он в беспамятстве насилует кого-то.
"Объект" накрыт простыней. Рядом то же самое делает человек в маске. Когда незнакомец снимает маску, а простыни отдергивают, то оказывается, что Милош насилует собственного сына, а рядом его брат насилует его жену. В бешенстве, герой убивает всех вокруг. Его жена вырывается и убивает его брата. Они уезжают домой. Вернуться к прежней жизни очевидно невозможно и они решают убить себя.
Когда все кончено, к ним приезжает съемочная группа и ужасы продолжаются с их телами. Думаю, можно не комментировать степень уродства и безумия такого завершения. Ничего более ужасного я не больше не видел и надеюсь, что никогда не увижу. Смотреть это или нет, решать только вам, но я бы на месте абсолютного большинства воздержался. Никакой художественной ценности в этом нет.
Спасибо за внимание!
Самые необычные фильмы об апокалипсисе.
Фильмы о людях, у которых мозг заработал на 100%.
Фильмы о жестоких социальных экспериментах.
Фильмы ужасов про замкнутое пространство.
Фильмы о смертельно опасных играх.