9,3K подписчиков

Упражнения для обучения чтению: читаем слоги

3,3K прочитали

В прошлой статье я писала о подготовительном к чтению этапе – изучении букв. Сегодня речь о работе над слогами.

Упражнения подходят для дошкольников, которые только начинают читать и для школьников, которые читают плохо.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

У каждого педагога найдется одна тоненькая старая книжица, ценность которой невозможно переоценить, да и купить вряд-ли получится. Одна из таких книг моей библиотеки – «Учим детей читать и писать. Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов»Инны Леонидовны Калининой. В общем для нас с вами.

По виду можно понять, что книга в работе
По виду можно понять, что книга в работе

Автор выделяет две стороны процесса чтения:

  • техническую (соотнесение букв с соответствующими звуками, их прочтение;
  • смысловую (соотнесение прочитанного с его значением).

Когда у ребенка не сформирована техническая сторона, его внимание будет целиком направлено на сам процесс чтения. Где уж тут до понимания значения прочитанного. Чтение будет механическим. Ребенок будет возвращаться к началу, несколько раз возвращаясь к прочитанному.

В таких случаях не нужно добиваться понимания. Стоит сначала сконцентрироваться над овладением техники: автоматизацией плавного послогового чтения.

Отрабатывать навыки лучше всего на слоговых таблицах.

О них я уже говорила здесь.

Как работать со слоговыми таблицами

Чтение слогов считается скучным. Но этот процесс можно оживить.

  1. Слоги и слоговые таблицы следует делать с крупным и четким шрифтом. Гласную букву выделять красным цветом.

2. Слоги нужно оснастить знаками-подсказками или так называемыми пометами. Дуга – согласная с последующей гласной. Точка – гласная без предшествующей согласной, согласная или согласная с мягким знаком. Таблица 1.

Образец работы с пометами
Образец работы с пометами

3. Прежде чем приступать к чтению, нужно объяснить ребенку, зачем нужны таблички. Ребенку нужно объяснить понятие «слога». Калинина предлагает напечатать слово ракета. Прочитать его, а затем разрезать на три части и прочитать слоги вразбивку.

Выводы:

  • один слог ничего не обозначает, только когда они вместе стоят в определенном порядке, получаются слова, имеющие смысл;
  • чтобы научиться читать слова, нужно научиться читать части – слоги.

4. Научившись читать сперва простые слоги, а потом «языколомательные» ваш ребенок сможет читать самые длинные и трудные слова.

5. Можно сочинить загадочную историю про пирата и клад и зашифрованное послание в виде таблиц или куклу, которая попала в сказочную страну, где такой сказочный язык. Сочиняйте истории в соответствии с интересами вашего ребенка.

6. При повторном прочтении используйте секундомер или песочные часы, чтобы показать результаты и мотивировать ребенка на дальнейшую работу.

Упражнения на отработку чтения слогов

Упражнение 1.

Ребенку предъявляется две карточки, изготовленные взрослым. На одной из них слог на, на другой буква к. Взрослый читает их, обращая внимание на дугу и точку. Вслед за этим на стол выкладывается «зашифрованная табличка», состоящая из знаков-подсказок. Обучающий предлагает ребенку «расшифровать» знаки ( дугу и точку), изображенные на ней.

Усвоение знаков-подсказок

Ребенок проводя пальцем по дугам, одновременно должен произносить на, указывая на точку читать к. Если ребенок не понял задание, взрослый сам дает образец выполнения. Таким образом, меняя содержание карточек, можно дать понятие о плавном чтении слогов. Например, дуга – ну, точка – п, дуга – во, точка – с.

Упражнение 2.

Чтение слогов с пометами по таблицам 2-15. Я их специально подготовила к выходу статьи. Скачать таблицы можно здесь.

Правила работы с таблицами

1. Таблицу нужно распечатать на цветном принтере и нанести под слоги соответствующие пометы.

2. При знакомстве с таблицей первым ее читает взрослый.

3. При чтении важно плавно проводить пальцем по дугам и акцентировать остановку движения руки на точке.

4. Полезно выполнять упражнение по два раза в день.

5. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. При чтении совершенствуется как техника чтения, так и подвижность артикуляции.

6. Работа ведется только с одной таблицей. Не переходите к следующей, пока пока не отработано чтение предыдущей.

Упражнение 3.

«Какой слог лишний?»

Перед ребенком карточки: ка, та, ну, па, которые вы изготовили самостоятельно. Лишний слог ну, т к. остальные с гласной а.

Варианты материала:

Ры, му, лы, вы.

По, то, со, ку.

Мя, ля, ве, ря.

Та, са, аз, ба.

Все слоги предварительно читаются взрослым, затем ребенком.

Упражнение 4.

«Какого слога не стало?»

Взрослый выкладывает на столе 3-4 карточки со слогами и читает их. Предлагает ребенку прочитать и запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребенок закрывает глаза. Взрослый убирает одну карточку. Нужно сказать, какого слога не стало.

Варианты игры:

Поменять слоги местами. Ребенок говорит, что изменилось.

Добавить еще карточку, которую нужно назвать.

Упражнение 5.

«Подскажи конец слова».

Перед ребенком лежат 3-4 карточки со слогами. Например, та, са, на, ра. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Например, воро-та, коле-са, коро-на, сест-ра.

Материалы для игры:

-ва: бритва, клюква, корова, трава;

- га: нога, дорога, берлога, телега, бумага, тревога;

-да: победа, навсегда, сковорода, погода, природа, свобода, простуда;

- ка: собака, кусака, улыбка, морковка, репка, разведка, прическа;

-на: сметана, Светлана, обезьяна, Родина, стена, смородина;

-ра: детвора, культура, завтра, сестра, квартира, задира;

- ла: дела, пила, кукла, акула, метла, пиала;

- ма: телеграмма, реклама, программа, панама, пижама, пальма;

- са: киса, лиса, роса, Алиса, колбаса, полоса, голоса;

- та: зарплата, внучата, капуста, ребята, зверята, утята, котята, зайчата;

- ки: руки, внуки, башмаки, варежки, салазки, спички;

-ли: пели, гантели, туфли, грабли;

-ны: стены, картины, половины, плотины, машины.

Совет: используйте упражнения регулярно и результат непременно появится.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить упражнения для следующего этапа по совершенствованию чтения.