Николай Щелоков был фигурой неоднозначной. Однако за время его правления было улучшена работа в подразделениях милиции, по всей стране открывались институты и академии МВД, возросла зарплата сотрудников, поменялось обмундирование, народ стал значительно больше доверять правоохранительным органам.
За первые три года правления, Щелокову удалось кардинально изменить отношение граждан к ведомству.
Его путь становления был труден и тернист. Еще студентом Днепропетровского металлургического института, Николай вступил в партию. С 30-х годов работал на местном заводе. Через 8 лет получил должность начальника цеха, затем возглавил городской исполком.
В это самое время состоялось его знакомство с Леонидом Брежневым, на тот момент занимаемым должность секретаря местного обкома. В 1941 Николай отправился добровольцем на фронт. Встречал победу уже начальником политсовета, в звании полковника. И вскоре был назначен заместителем председателя СНХ в Молдавской ССР.
Со Светланой Поповой Николай познакомился на фронте. 17-летняя медсестра тронула сердце политрука, и больше они не расставались. Став женой высокого начальника, Светлана, выросшая в глубинке Краснодарского края, поначалу даже растерялась. Но постепенно привыкла и к дефициту на своём столе, и к более чем уважительному обращению подчиненных мужа.
Нужно отметить, что в те годы девушка славилась своим добродушным и весёлым нравом. Став студенткой мединститута, Светлана буквально очаровала всех своих однокурсников. Многие из них позже вспоминали, что бескорыстная девушка готова была делиться с ними всем тем роскошеством, что были у неё в доме. Надо понимать, что в послевоенные голодные годы даже рыбные консервы считались деликатесом.
Вскоре Генсек Брежнев вспомнил про своего надежного друга и товарища и пригласил к себе. Добросердечная Светлана уезжать из Молдавии совсем не хотела, будто предчувствовала, что высокая должность их семье счастья не принесет. Но Николай Анисимович был настроен решительно и полон амбиций.
К тому времени у Щелоковой уже имелся диплом врача-отоларинголога, в столице она защитила кандидатскую, и в отличие от многих жен чиновников, предпочитающих не работать, преподавала на кафедре при институте.
Семья нужды не испытывала. Все члены семейства ездили на Мерседесах. Светлана собирала коллекцию антиквариата, скупала драгоценности, у Щелоковых даже имелся «тайный магазин», где можно было приобрести фирменные вещи и заграничные продукты.
Светлана словно одержимая скупала конфискованные коллекции расхитителей государственной собственности. А в светском обществе её называли чуть ли не "охотницей за бриллиантами".
Должность министра охраны общественного порядка позволяла реализовать планы, и привлекала масштабом деятельности. Министр увлекался искусством, читал классику, регулярно посещал спектакли, любил рисовать, и заниматься спортом.
Помимо всего прочего, он так же был не безгрешен в вопросе красоты ко всему прекрасному. На все значимые даты ему подносили такие подарки, что ими можно было украсить любой антиквариатный магазин.
Однако после «ухода» Леонида Ильича, жизнь министра круто поменялась. Щелокова уволили, предъявив обвинения в коррупции и злоупотреблении полномочиями. Начались обыски и настоящая «травля» на членов семьи. Хотя назвать эти обвинения голословными было нельзя. Щелоковы действительно владели несметными сокровищами, от элитных автомобилей до подлинников великих мастеров.
Светлана с мужем прописались на Лубянке, и каждый раз выходя оттуда, женщина мечтала добровольно уйти из жизни. После одного скандала, когда муж в очередной раз попытался обвинить её в алчности, Светлана не выдержала и приняла последнее в своей жизни решение,- попрощаться с жизнью.
А спустя год то же самое произошло и с Николаем. После исключения из партии, лишения погонов и государственных наград, главу МВД обвинили в хищении ценных вещдоков, драгоценностей и антиквариата. А лишение звания армейского генерала стало последней каплей.
Его прощальными словами стали:
С мертвых ордена не снимают