У племянницы последнего византийского императора – деспины* Зои Палеолог – не было за душой ничего, кроме призрачных прав на бывший дядин трон, недавно захваченный турками-османами вместе с Византийской империей. Естественно, при таких вводных выйти замуж трудно, несмотря на всю голубую кровь.
Король французский и герцог Миланский дипломатично уклонились от союза с бесприданницей. Кипрский король Жак II отказался, убоявшись мести турок, которые после завоевания Византии стали опасно близкими ему соседями. Ходили слухи о помолвке Зои со знатным итальянцем князем Караччиоло, но брак не состоялся.
Между тем, Зое было уже хорошо за двадцать. Год её рождения называют разный: 1455, 1449 и даже 1443. В общем, молодая была немолода. Следовало торопиться, чтобы наследнице великой империи не пришлось оканчивать дни в монастыре.
Отчаявшись найти жениха под боком, кардинал Виссарион, опекун деспины, решил смотреть на вещи шире и обратил взор на северо-восток, где по невыясненным причинам третий год бессмысленно вдовел московский Великий князь Иван Васильевич.
11 февраля 1469 года в Москву прибыл посланник Виссариона с письмом. Кардинал переименовал Зою в Софью, чтобы не оттолкнуть русского правителя чужеродным именем деспины.
Идея получить в жёны царьградскую царевну Ивану Васильевичу в целом понравилась. Приданым в династии Рюриковичей никогда сильно не заморачивались, а вот подправить имперской кровью великокняжескую было весьма соблазнительно.
Против брака с иностранкой единым фронтом выступила знать, митрополит Московский Филипп запрещал жениться на униатке, а матушка Великого князя не одобряла любую невестку в принципе.
Иван Васильевич посоветовался с ними, принял их мнения к сведению и отправил в Рим посла, который вернулся в начале 1470 года с портретом царевны. Портрет, к сожалению, не сохранился.
Какое впечатление невеста произвела на Великого князя, доподлинно не известно. Ясно одно – юношеским нетерпением жених не горел, потому что в 1471 году кардинал вновь отправил в Москву представителей, дабы ускорить процесс.
Сватовство подошло к финалу лишь в 1472 году. 16 января русское свадебное посольство отправилось в Рим и прибыло туда 23 мая.
25 мая для виду собрали папский совет, на котором византийской принцессе официально разрешили сочетаться браком с русским и православным Великим князем.
Заочное обручение назначили на 1 июня в базилике Святого апостола Петра.
В кульминационный момент священник потребовал кольца. Посол Великого князя ответил, что никаких колец не принёс, ибо у русских нет такого обычая. Далее последовала сумятица, посла начали подозревать в самозванстве, церемонию кое-как закончили, знатные гости отправились по домам судачить о плохом предзнаменовании. Даже сам Папа Римский высказал сожаление, что такая важная деталь осталась без внимания.
Несмотря на дурной знак, невеста Ивана Васильевича Софья Фоминична 24 июня 1472 года отправилась к наречённому супругу и прибыла благополучно в Москву 12 ноября. В тот же день состоялось венчание.
Стал ли брак счастливым, неизвестно. Поэтому трудно судить, сыграло негативную роль отсутствие колец или всё обошлось. Одно мы знаем точно – на внуках Софьи Палеолог и Ивана Васильевича династия Рюриковичей прервалась.
*Деспина – женская форма слова деспот. Деспот – высший придворный титул в Византийской империи. Его носил отец Софьи Фома Палеолог.