Всем добра! Думаю, пора назвать особо любимые мной фрагменты из второй части трилогии... и здесь всё оказалось не менее мрачно. Надо признать, в "Двух крепостях" и не предполагалось особых просветов. Здесь нет ни Шира, ни благословенных эльфийских земель. И цветущий Рохан тоже настигает тьма. Вокруг только тьма, которая наступает. И хотя со временем я приняла эпику недооцененной прежде второй части, в ней не так уж много мест, которые останутся в моём сердце навечно, в единстве образов и звуков. И это
Очищение Теодена
Здесь заклинание читается не на квенья или иных неведомых языках, Гэндальф говорит очень простые слова на Общем наречии, но сцена сильна и прекрасна по исполнению и динамике. Вы чувствуете, как всё приходит в движение, когда Гэндальф сбрасывает плащ и Грима кричит: "Посох! Я же велел отнять у старика посох!"? Сама поза Гримы, ракурс съёмки говорят о пике напряжения, которое вот-вот разрешится боем и чем-то ещё более значимым... величественным. Гэндальф сражается с Саруманом за Теодена и на этот раз побеждает. Прискорбно, что король Рохана попал под это чёрное влияние. Прискорбно, что слишком поздно прозрел и хватился сына.
Теоден, оплакивающий сына
Эта трагичная сцена - одна из немногих, где король Теоден показан в своём личном горе как обычный человек, как любой смертный. Я часто задумываюсь, была ли вина самого Теодена в случившемся и как получилось, что он настолько доверился лживому Гриме, не замечая, например, симпатий того к Эовин. Приблизить Гриму и оттолкнуть Эомера? Увы, король Теоден совершил немало роковых ошибок. За всё это ему воздаётся здесь, на могиле сына. И хотя я не склонна оправдывать короля, его скорбью невозможно не проникнуться.
Врата Мордора
Наконец-то Фродо и Сэм у цели. Она совсем близко... и достичь её невозможно. Эта сцена поражает меня своей реалистичностью. Чудовищные тролли (оцените крошечные фигурки орков рядом с ними) вращают механизм, и Врата раскрываются, впуская отряды наёмников. Далёкие крики коменданта, разрывающий перепонки звук мордорского рога... это выглядит ошеломляюще и вместе с тем обыденно. Пугающий Мордор, о котором было столько сказано впереди, живёт своей жизнью.
Будущее Арвен
Убеждая дочь уплыть в Валинор, Элронд рассказал, что ждёт её в случае благополучного исхода Войны Кольца и воцарения Арагорна. Эта грустная история, как известно, не входила в текст собственно трилогии и была взята из дополнительных материалов. Получилась красивая вставка о возможном будущем Арвен - увы, в точности таком, каким его Элронд и описал. Сумрачное обрамление сцены, холодная синяя гамма угасания и печали так не похожа на жизнерадостные краски Ривенделла. Ибо время эльфов ушло. В этом я нахожу невероятную трагичную прелесть: мы видели день Ривенделла, и вот видим - образно говоря - его вечер.
Встреча войск у Хельмовой Пади
Противопоставление человека и зверя воочию произошло ещё в первой части, теперь же это противостояние стало глобальным. Помните, как начинает битву войско урук-хаев? Их предводитель, стоя на скале, оглашает окрестности диким рёвом, полным ненависти. Люди с их надеждами, памятью, привязанностями оказываются лицом к лицу с полчищами безжалостных чудовищ, гораздо более неуязвимых. Каждый раз, глядя на начало сражения, я не могу поверить, что можно было отбить атаку этих тварей. Каждый раз мне кажется, что люди и вправду не переживут эту ночь...
Гибель Халдира
Щемящий момент посреди битвы и неземная, скорбная музыка. Когда я вижу тела убитых эльфов, вижу их глазами умирающего Халдира, я задаюсь вопросом, который, возможно, он задал сам себе перед смертью, - зачем всё это? Ради чего эльфы пролили кровь в Хельмовой Пади? Ради чего эльфы проливали кровь во все времена? Этот краткий миг словно высветил бесконечные годы трёх эпох Средиземья, где было так мало покоя и мира.
Поход энтов на Изенгард
После мучительно долгих обсуждений и споров Древобород в фильме, исполненный негодования и ярости, сзывает энтов вновь, и они являются так быстро, словно и не думали расходиться. Мне нравится думать, что в глубине души каждый из них сомневался в принятом решении - уклоняться от военных действий и открытой конфронтации с Изенгардом. Энты мстили за свои осквернённые и разорённые владения, но вышло так, что мстили они, сами того не зная, и за погибших при Хельмовой Пади, и за Боромира... Энты принесли в Изенгард правосудие Природы.
Возвращение Гэндальфа
Этот момент я люблю просто за то, что спасение приходит. И за прекрасную музыку, которая сливается с действием, возвышая его. Земные звуки боевых кличей, ржания лошадей, топота, сражения растворяются в ней, как в легенде, которая отбрасывает ненужные и мелкие подробности и оставляет только идею и суть, вдохновляющие потомков. В сущности, это отличная метафора, которую я только что осознала.
Спасибо тем, кто читал. Мы ещё поговорим про третью часть, а пока - надеюсь, что было занимательно )
Властелин Колец. Братство Кольца": лучшие моменты
Властелин Колец. Возвращение Короля": лучшие моменты