Найти тему

Искусство жить и учить

Искусство жить и учить

Жизнь Марии Ивановны Калмыковой долгие годы была связана со школой и учениками. Почти 35 лет отданы любимому делу – педагогике. Не одно поколение ребят вывела она в люди. Мария Ивановна помнит всех своих учеников и говорит, что лучше ее профессии нет. «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце», - говорил Лев Толстой. Эти слова в полной мере можно отнести к ветерану труда М.И. Калмыковой, которая в 2020 году отметила свой 85-летний юбилей – солидная, достойная дата.

Родом Мария Ивановна из Ростовской области, из станицы Новоцимлянской. Совсем по-другому могла сложиться жизнь Марии Сидоровой, если бы не война, что лишила ее поколение детства, забрала отцов, принесла много бед и страданий. О годах оккупации Марии Ивановне тяжело вспоминать. Голод, лишения, постоянный страх, гибель знакомых и родных. Фашисты издевались над мирным населением, зверствовали, ее маму Гликерию Ефимовну, бригадира хлопководческой бригады, держали в заложниках, и если бы не бабушка Мария Алексеевна, неизвестно выжила бы Мария и два ее брата. Отец Иван Александрович в мирной жизни был дорожником, он так мечтал построить хорошую дорогу от Ростова до Сталинграда, но защищая этот город, погиб. Мария Ивановна вспоминает, что отец приходил из Сталинграда в станицу, в последний раз переночевал две ночи и больше они его не увидели. А через несколько дней в Новоцимлянскую вошли немцы.

- У мамы было слабое здоровье (пытки ледяной водой, которые устраивали фашисты, сказались на легких), бабушка лечила ее травами, готовила отвары, это немного помогало, - рассказывает Мария Ивановна. - Мне очень хотелось исцелить маму, отсюда и возникло желание стать доктором. Возможно, так оно и было бы. Но,учась в 5 классе, я в полной мере испытала нелюбовь учительницы. И тогда решила, что обязательно стану педагогом, очень хорошим педагогом, который будет безгранично любить своих учеников.

В 1954 году после окончания Константиновского педучилища Мария Ивановна по распределению попала в Азербайджан, где должна была учить детишек читать и писать, а в действительности преподавала русский язык, сначала в ауле, а уже через год работала в 2 смены в райцентре, еще были вечерняя школа и обучение допризывников. Мария учила своих учеников и параллельно сама училась в институте по специальности «русский язык и литература». Об Азербайджане у Марии Ивановны сохранились самые теплые воспоминания - люди уважительно относились к русской учительнице, были радушными и приветливыми. Она стала немного говорить по-азербайджански, выучила песни этого народа, которые помнит и сейчас.

-2

Летом 1958 года в отпуске на малой родине состоялась судьбоносная встреча Марии с Николаем Калмыковым, тогда студентом Ростовского архитектурного института. Николай красиво ухаживал, дарил цветы, читал стихи, пел романсы. Меньше чем через год они сыграли скромную свадьбу, на которой собрались только родители жениха и невесты, и уехали в Ростов. Мария работала в школе, пока Николай заканчивал институт. А потом были распределение и выбор между Омском, Тюменью и Алтайским краем. Супруги выбрали Омскую область по совету коллеги Марии Ивановны по ростовской школе.

Их жизнь на сибирской земле началась в 1962 году с села Кабырдак, куда Николая Анатольевича направили строить школу, когда она была сдана в эксплуатацию, супруги перебрались в Тюкалинск, где Н.А. Калмыков, начальник производственно-технического отдела ПМК уже принял участие в строительстве школы №1и других учебных заведений района. Мария Ивановна пошла работать в начальную школу №3. С маленькими детьми было интересно, и это стало ее окончательным профессиональным выбором.

– Я очень любила детей, старалась понять душу каждого ребенка, ни одной двойки просто так не поставила, ни одного ученика не оставила на второй год, - говорит М.И. Калмыкова. - Надо было просто понять, почему пропадала мотивация, где у ребенка пробелы в обучении и устранить их. Мне не надо было ни славы, ни похвалы: работала не ради заслуг, хотя почетных грамот у меня много. Любила их и старалась не ранить их трепетные сердца и чувствительные души.

Ученики и родители платили своему учителю той же монетой. Уважали за профессионализм и стремление всегда прийти на помощь, поддержать. В каждом ребенке Мария Ивановна видела личность, которой надо было помочь раскрыться. Для каждого ученика находила она то самое слово, которое двигало его к вершинам успеха. Скольким малышам, которые давно уже выросли и стали достойными людьми, она сумела привить главные человеческие ценности. Поэтому ученики с благодарностью говорят о своей первой учительнице, ее обаянии и интеллигентности, душевной теплоте и мудрости.

Когда с грудной дочерью Светланой в 1963-м году Мария Ивановна полетела на родину в Ростов, в аэропорту ее встречала внушительная делегация: бывшие коллеги, дети, родительский комитет. Она не ожидала такого теплого приема, ее уговаривали остаться, но долг жены быть там, где ее супруг, взял верх. Сибирь стала второй родиной для Калмыковых, они полюбили Тюкалинск, с ним связано много добрых событий и радостных мгновений. 61 год живут вместе Мария Ивановна и Николай Анатольевич, 58 из них - на Тюкалинской земле. Они вырастили двух дочерей Светлану, Ольгу и сына Владимира. Взрослые уже и три внучки, подрастают правнуки Александра и Михаил.

-3

Пережив войну, Мария Ивановна и Николай Анатольевич стремились всю правду о тех страшных событиях донести до людей, поэтому никогда не отказывались от встреч с молодежью. Люди долга, пройдя через суровые испытания, они сохранили друг к другу добрые, нежные, трепетные чувства, никогда у них не было поводов для ссор, да и не так они воспитаны, чтобы выяснять отношения. У Калмыковых богатая библиотека - не перечитать. Однако Николай Анатольевич не может удержаться, чтобы не купить новую книгу и не подписаться на периодические издания. Им нескучно вдвоем. Вместе они любят читать и цитировать русских классиков, вспоминая молодость, пересматривают фотографии в альбомах, где запечатлена их любимая работа, дружная семья, интересная жизнь.