Найти тему

Сенсорное развитие ребёнка, или Почему давать ножницы можно даже двухлеткам

Оглавление

«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли». В.А. Сухомлинский

В последние 5 лет раннее сенсорное развитие ребёнка стало одним из самых востребованных направлений в педагогике. И неспроста. Нервные окончания на кончиках пальцев напрямую связаны с участками мозга, которые отвечают за развитие речи. Если ребёнок с удовольствием возится в песке, устраивает ассорти из всех видов круп на кухне, подбирает на улице камушки, веточки, не торопитесь одергивать его несокрушимым «нельзя!»

Я как мама троих очень хорошо пониманию, что зачастую просто не хватает сил на очередную уборку, но хватать, трогать, гладить и даже пробовать — необходимый этап развития. Чем больше разнообразие форм и текстур окружающих предметов, тем лучше!

Развитие мелкой моторики напрямую влияет не только на речь, но и на память ребёнка, на его способность концентрировать внимание. По этой причине в педагогике логопеды-дефектологи и психологи активно используют игры с песком не только с речевыми, но и гиперактивными детьми.

Что мы можем делать сами?

С детьми от года и до трех максимально познаем мир

Игры в песочнице. Пусть ребенок играет не только лопаткой, но и просто возится руками в песке. Если Вы панически боитесь микробов, просто мойте руки после прогулки антибактериальным мылом. В летнее время, если есть частный дом/дача, позвольте ребенку поиграть с водой, сделать кашу-малашу. Лучше надеть старенькую домашнюю одежду и дать ребенку возможность развиваться, чем рядить в парадное и держать ребенка на поводке. Подумайте, что вам важнее: развитие ребёнка или показушность.

Игры с крупами. Сохраните несколько баночек от сметаны, йогуртов. Можно использовать пластмассовые контейнеры. Промойте. В баночку побольше, например от майонеза, насыпьте разные крупы: горох, фасоль, гречку. Как вариант, добавьте разной формы и цветов макароны. Пусть у ребенка будет своя коробка с посудкой и крупами, которые ему можно пересыпать туда-сюда.

Игровые панели. Их можно легко сделать самим или приобрести готовые. Подключайте дедушек, они это любят) Если Вы мама-рукодельница, то можно нашить игрушки, подушки, напольное одеялко из лоскутков различных материй.

-2

Рисование. Уже с года можно давать восковые мелки и бумагу, чтобы ребёнок что-то калякамалякал.

Вырезание. Лет с 2 лет можно приобрести ребенку специальные детские ножнички. Они делаются из пластмассы, имеют округлые края. Распечатайте на обычных А4 самые простые фигуры, пусть ребёнок пробует вырезать.

Краткие рекомендации по выбору ножниц

  • округлые концы,
  • прорезиненные ручки ассиметричной формы,
  • должны легко раскрываться,
  • полностью пластиковые ножницы довольно толстые, поэтому подойдут только для очень тонкой бумаги,
  • длина лезвия не должна превышать 12 см.

Подробнее о выборе ножниц здесь.

С детками от 2,5 и старше рисование, лепка, аппликация, конструкторы обязательны!

Есть несколько нюансов в развитии сенсорных способностей. Мы еще будем подробно их разбирать в статьях по темам: лепка, аппликация, конструкторы.

Сегодня о рисовании. Например, вы решили нарисовать яблоко с натуры. Пусть ребенок сначала потрогает его со всех сторон, покрутит в руках. Затем сами проведите линию на своем листке. Покажите движение своей руки в воздухе. Пусть ребенок повторит и только после этого рисует на своей бумаге. Так у ребенка образуется представление о нужном движении кисти.

!!! Вас должно насторожить, если при закрашивании, штриховании ребёнок часто и сильно поворачивает лист. Это избегание усилий приводит к тому, что рука не тренируется должным образом. Смысл от таких занятий сомнительный.

«Движения руки при рисовании, лепке, аппликации связаны с мышечнодвигательными ощущениями,т. е. ребёнок видит, как движется рука, и ощущает это движение. » Комарова Т.С.

Меня как педагога дошкольного образования часто спрашивают, что всё-таки делать родителям, чтобы ребёнок был готов к школе. Вот вам один из пунктов:

отведите ребёнка в хорошую студию рисования, где педагог комбинирует разные виды изобразительного искусства! Тогда Вам не придется в младшей школе мучиться с почерком, неусидчивостью и многими другими проблемами. Подробно о том, что должен уметь ребенок к школе тут.