Найти в Дзене

Как страшно на СО!

«Как страшно на семейном образовании!» — такие мысли посещали меня, когда я поглядывала на знакомых, обучающих дома. Они в 2015 году перевели дочь на СО во втором классе. Нашему старшему тогда было 5 лет, и мне было любопытно, как там на семейном обучении? И каждый раз понимала, что, лично мне — страшно. Страшно, что:

  • не справлюсь я;
  • сын будет отставать;
  • не смогу пробудить интерес сына к обучению;
  • у сына начнутся проблемы в социуме;
  • список моих страхов можно продолжать до бесконечности...
К 3-му году обучения на СО, я стала анализировать, а как же можно обозначить нашу систему обучения? Ведь мы не изучали досконально школьную программу.

В нашей программе были предметы и из школьной программы, но преобладали всё же другие дисциплины. Например:

  • Изучение религиозных обязанностей мужчины и женщины: намаз, пост, одежда по шариату, значение обязанностей главы семьи — мужа и отца, жены и матери и т.д.
  • Беседы об отношениях с Создателем — это как отдельный предмет. В нём мы изучаем свой внутренний мир и наше восприятие Бога. Как просить необходимое, как благодарить, как раскаиваться, как ощущать смирение. Мы обмениваемся своими мыслями о Всевышнем и делимся, как Бог ответил на те или иные наши сокровенные просьбы. Все ощущения, в первую очередь, я транслирую детям, что я ощущаю по отношению к Богу.
  • Предмет о том, для чего порядок и чистота, как сохранять и поддерживать не только в себе и в доме, в жизни в целом. Для более старших это уже и логистика, планирование, стратегия, структура и алгоритмы действий.
  • Правила поведения в экстремальных ситуациях и условиях.
  • Вождение и ПДД.
  • «Мужчинские» и девичьи виды ремёсел.
  • Домоводство, исходя из потребностей нашей семьи.
  • Основы по всем видам рукоделия, например, как пришить пуговицу; умение готовить в чистоте и сохранять порядок на кухне, умение правильно разогреть, умение приготовить элементарные блюда.
  • Дисциплина о теле и физиологии мальчика и мужчины, девочки и женщины.
  • Знания и навыки по уходу за собой, о здоровье и здоровых привычках.
  • Знания и практика здорового питания.
  • Умение ухаживать за младшими и за больными — минимально, не за тяжелобольными;
  • Методы планирования семьи. Их можно давать уже лет с 3-4, когда дети начинают играть в ролевые игры с плюшевыми зверушками и с родственниками: «мама ты — моя дочка, а я — твой папа».
  • В более старшем возрасте (у нас с 10-ти лет) изучение своего строения и этапов взросления. Чтобы ничего не пугало и самостоятельно могли разобраться, чтобы не возникало стеснения в том, что естественно (это физиология, но она у нас начинается со 2-го класса).
  • Развитие эмоционального интеллекта, знание и принятие своих чувств и потребностей, как справляться с конфликтами и как справляться с собственными негативными чувствами и подобное.
  • Движение, дыхание и танцы для тела и души под аккомпанемент собственного пения.
  • Огородничество, когда позволяет жилплощадь.

Могу продолжить список нашей программы, но думаю, вы примерно поняли, в каком направлении мы идём. Эти и многие другие предметы мы изучаем вместе с детьми, не отделяя один от другого, а интегрировано. Вплетаем в один предмет изучение сразу нескольких.

Например, обычная прогулка превращается в уроки физкультуры с элементами физиологии и основ планирования, картографии и ориентирования на местности (для предмета «правила поведения в экстремальных ситуациях»). Фото автора
Например, обычная прогулка превращается в уроки физкультуры с элементами физиологии и основ планирования, картографии и ориентирования на местности (для предмета «правила поведения в экстремальных ситуациях»). Фото автора

Или, к примеру, в период переездов, а они частые спутники нашей жизни, дети постигают основы порядка, чистоты, географии, истории и даже вождения. Когда старшие практикуют мужские ремёсла, попутно уже сами приплетают химию, физику и геометрию.

Пока в нашем списке в основном мальчишеский набор предметов.

-3

Но с появлением дочери я наметила дополнительный перечень предметов и для девочки. И мы их постепенно внедряем в обиход.

Такой подход запускает интерес, и дети начинают плотнее сами изучать глубже те сферы, которые их увлекли больше всего.

-4

Дополнительной целью семейного образования является поделиться нашим жизненным опытом с детьми и помочь детям быть многогранными личностями. Чтобы они понимали, для чего они приобретают те или иные навыки и знания, чтобы умели их применить в своей жизни.

А как же быть, если я сама в чём-то не разбираюсь из этого обширного перечня предметов, особенно мальчишеских? Этот вопрос мне уже задавали на онлайн-консультации по семейному образованию, и вот как я на него ответила:

-5

А в вашей семье много предметов не из школьной программы?

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-6

Автор: Алёна-Рахиль, консультант по вопросам СО, ведущая эмпатической онлайн-поддержки для женщин, руководитель союза мусульманок «От сердца к сердцу», мама троих детей, старший сын на СО

Читайте другие статьи автора:

Школьное образование мешает религиозному воспитанию?

Не хочешь читать — заставим

Как мы решили загадку социализации

Читайте статьи других авторов:

Школа убивает в детях человечность. Что делать?

Как организовать день на семейном обучении, если мама работает

Спасибо за ваши "Спасибо".  Подписывайтесь на канал.

Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.