В повести Василия Яна «Батый» есть целая глава, посвященная сражению на Диком поле (также оно ещё известно как битва на реке Воронеж), когда в 1237 году рязанцы впервые попытались дать отпор и оказали ожесточённое сопротивление надвигающимся на Русь полчищам татаро-монгол. Данное произведение было написано на основе мусульманских источников. Но что мы на самом деле знаем об этом историческом событии? Почему героический подвиг наших предков, принявших бой с неравными силами врага, оказался практически стёрт в летописях и буквально растворился в веках? Попробуем разобраться...
Известно, что прежде чем отчаянно и самоотверженно держать оборону Старой Рязани в декабре 1237 года, рязанские войска, не дожидаясь подкрепления от союзников, смело вышли к границам княжества, чтобы в верховьях реки Воронеж преградить путь ненавистным полчищам Батыя, где и состоялось неизбежное столкновение, в котором рязанцы потерпели поражение. Об этом сражении остались лишь обрывки и скудные упоминания в редких исторических документах, а также в «Повести о разорении Рязани Батыем» и Никоновской летописи. Точное место битвы и когда именно она произошла, история, к сожалению, умалчивает.
Вот как описывает эти события неизвестный летописец:
«И пошёл (имеется в виду рязанский князь Юрий Ингваревич) против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьётся крепко и мужественно… Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами… И едва одолели их сильные полки татарские».
Так почему же рязанцы решились на столь отчаянный шаг, не дожидаясь помощи от соседних княжеств? На самом деле всему есть объяснение...
Дело в том, что в конце осени 1237 года, когда тумены татаро-монгольского войска уже подходили к южным рубежах Рязанского княжества, князь Юрий Ингваревич, чтобы задобрить хана Батыя и выиграть время, отправил к нему посольство с богатыми дарами и подношениями, которое возглавил его сын Фёдор.
Батый принял дары послов и устроил в их честь пир, где пообещал не нападать на Рязанское княжество, но потребовал «десятины во всём: в людях, в князьях, в конях, во всём десятое», а Фёдору велел привести ему в ближайшее время на ложе жену Евпраксию. Получив в ответ резкий отказ «когда нас не будет, тогда возьмёте всё!», татаро-монголы по приказу хана Батыя перебили рязанское посольство. Уцелел только пестун князя Фёдора Апоница, который и принёс в Рязань весть о его гибели. Узнав о смерти мужа, Евпраксия вместе с грудным ребёнком Иваном бросилась с крыши высокого княжеского терема.
Скорее всего именно из-за этих трагических событий обезумевший от горя и жажды мести князь Юрий Ингваревич не стал дожидаться дополнительных сил союзников в качестве подкрепления и выступил во главе рязанской дружины на встречу врагу.
Знал ли рязанский князь, что будет атаковать войско татаро-монгол численностью 120 000 человек? Наверное, вряд ли. Тумены шли с разрывом, скрытые лесной чащей и растянутые на километры, всей мощи вражеских сил не было видно. Но то, что татаро-монгол намного больше, Юрий Рязанский безусловно понимал.
Получается, что наши предки вопреки здравому смыслу, словно 300 спартанцев, вышли биться с нехристями у границ княжества, героически обороняя свои земли от захватчиков, и не стали выжидать, когда враг, сжигая рязанские деревни и сёла, доберётся до стольного града. И даже по всей видимости нападение рязанского войска имело эффект неожиданности для татаро-монгол и застигло их врасплох, внеся сумятицу во вражеских боевых порядках. Судя по описанию сеча-то была знатная!
Мужество рязанских воинов бесспорно заслуживает уважение! Но как бы храбро они ни сражались, битву за княжество и русскую землю рязанцы всё-таки проиграли…
После победы на Диком поле, 16 декабря 1237 года иноземцы подступили к столице Рязанского княжества. После непродолжительной осады и нескольких штурмов 21 декабря 1237 года Рязань пала...
Из летописных документов известно, что первая битва между рязанцами и войском хана Батыя произошла где-то в верховьях реки Воронеж (сегодня это территория Липецкой области). Вот только искать следы древнего сражения по таким довольно размытым характеристикам и на такой огромной площади в сотни километров весьма проблематичное занятие. Так что шансов пролить свет на этот эпизод российской истории и локализовать место битвы в Диком поле практически нет. Помочь в этом разве что сможет случайным образом обнаруженная какая-нибудь братская могила того периода времени или скопление на определённом участке земли огромного количества древнего оружия 13 века.
Следует также отметить, что ряд историков считает данное сражение вымышленным. Так, например, Дмитрий Иловайский, написавший в середине девятнадцатого столетия «Историю Рязанского княжества», открыто выражал сомнения относительно реальности битвы в Диком поле. Вот, что он писал в своих трудах по этому поводу:
«Мы не верим в существование битвы, о которой упоминает Никоновская летопись и которую сказание описывает с поэтическими подробностями. Другие летописи ничего о ней не говорят, упоминая только, что князья вышли навстречу татарам. Само описание битвы в сказании очень тёмно и невероятно; оно изобилует многими поэтическими подробностями…»
В тоже время Д.И. Иловайский признавал, что отступление (именно это слово употребляет историк) рязанских ратей не обошлось без стычек с татарскими отрядами.
Еще одним аргументом в пользу своей теории Иловайский считал тот факт, что в нескольких древних источниках говорится, что князь Юрий Ингваревич погиб именно при обороне города Рязани, а согласно "Повести о разорении Рязани Батыем" он был убит во время битвы в Диком поле. Впрочем, нельзя исключать возможности, что потерпев поражение на Диком поле, князь вернулся в стольный град живым. Или понятие "погиб при обороне Рязани" могло иметь у летописцев более широкий смысл.
Так была ли всё же битва между рязанцами и татаро-монголами, предшествующая сожжению Старой Рязани в 1237 году?
Большинство современных историков склоняется к версии, что скорее всего какое-то сражение действительно имело место быть, только вот говорить о его реальных масштабах сейчас из-за скудных данных весьма сложно.
Автор статьи: Денис Шибаев
Источники:
1) Статья Евгения Баранцева "Битва в Диком поле: кто и зачем вырвал из истории Рязани еще одну героическую страницу?" от 21.12.2013 года на сайте "Комсомольская Правда";
2) Книга В.В. Каргалова "Русь и кочевники", 2008г;
3) Повесть о разорении Рязани Батыем;
4) Книга Д.И. Иловайского "История Рязанского княжества", 1858г;
5) Статья «Битва на реке Воронеж» на сайте интернет-энциклопедии «Википедия».