Действующие лица:
Иван Матвеич - флейтист.
Пётр Петрович - контрабас.
Сцена оформлена в виде закулисья театра. (Вешалки, много костюмов, декораций. Присутствует творческий беспорядок), стоят стулья в ряд, на одном из них сидит контрабас.
.......
Не спеша на сцену выходит флейта и тяжело вздыхает
Флейта: -Просто несчастье! Никак не найду себе подходящей квартиры! В номерах мне жить нельзя, потому что дорого, в семействах же и частных квартирах не пускают музыкантов.
Контрабас всё это время смотрит на флейту и внимательно слушает. Когда флейта замолкает, сразу вступает в диалог.
Контрабас: — Перебирайтесь ко мне! Я плачу за комнату двенадцать рублей, а если вместе жить будем, то по шести придется.
Флейта в слух начинает произносить свои мысли.
Флейта: - Совместно я никогда ни с кем не жил, опыта на этот счëт не имел, но совместное житье имеет очень много прелестей и удобств: во-первых, есть с кем слово вымолвить и впечатлениями поделиться.
Контрабас, снова поддерживает диалог.
Контрабас: Во-вторых, всё пополам: чай, сахар, плата прислуге.
Приятели ударили по рукам.
.........
Сцена меняется, появляются две кровати стоящие рядом(можно сделать из стульев/скамеек).
Приятели начинают представлять друг друга зрителю.
Контрабас: - С внешней стороны мы похожи друг на друга, как инструменты, на которых играем.
Флейта: - Петр Петрович — высокий, длинноногий блондин с большой стриженой головой, в неуклюжем, короткохвостом фраке. Говорит он глухим басом; когда ходит, то стучит; чихает и кашляет так громко, что дрожат стекла.
Контрабас: - Иван же Матвеич изображает из себя маленького, тощенького человечка. Ходит он только на цыпочках, говорит жидким тенорком и во всех своих поступках старается показать человека деликатного, воспитанного.
Флейта: - Пётр Петрович любил пить чай вприкуску.
Контрабас: - А этот внакладку(показывает головой на флейту). А ещё каждое утро он чистит зубы и моется душистым глицериновым мылом. Фу.
Флейта: - Ой(тяжело вздыхая), а Пётр Петрович отрицал то и другое, и даже морщился, когда слышал шуршанье зубной щетки(достаёт щётку) или видел намыленную физиономию(берёт мыло)
Контрабас: - Да бросьте вы эту мантифолию! — Противно глядеть! Возится, как баба!
Сразу же контрабас достаёт мазь и намазывает на живот(мазь пахнет протухлым жареным гусем), далее занимался гимнастикой, т. е. методически задирал вверх то руки, то ноги.
Флейта: - Для чего это вы делаете?(спрашивает очень зло)
Контрабас: - После мази это необходимо. Нужно, чтоб мазь по всему телу разошлась… Это, батенька, великолепная вещь! Никакая простуда не пристанет. Помажьте-ка себе!
Флейта: - Нет, благодарю вас.
Контрабас: - Да помажьте! Накажи меня бог, помажьте! Увидите, как это хорошо! Бросьте книгу!
Флейта: - Нет, я привык всегда перед сном читать
Контрабас: - А что вы читаете?
Флейта: - Тургенева.
Контрабас: - Знаю… читал… Хорошо пишет! Очень хорошо! Только, знаете ли, не нравится мне в нем это… как его… не нравится, что он много иностранных слов употребляет. И потом, как запустится насчет природы, как запустится, так взял бы и бросил! Солнце… луна… птички поют… чёрт знает что! Тянет, тянет…
Флейта: - Великолепные у него есть места!.
Контрабас: - Еще бы, Тургенев ведь! Мы с вами так не напишем. Читал я, помню, «Дворянское гнездо»… Смеху этого — страсть! Помните, например, то место, где Лаврецкий объясняется в любви с этой… как ее?.. с Лизой…В саду… помните? Хо-хо! Он заходит около нее и так и этак… со всякими подходцами, а она, шельма, жеманится, кочевряжится, канителит… убить мало!
Флейта вскакивает с постели, широко открывает глаза и начинает спорить.
Флейта: - Да как вы можете! Тургенев - замечательный человек и писатель! А Вы, Пётр Петрович, лучше помолчите.
Контрабас: - (перебивает флейту) -Да что вы мне говорите? Какой образованный нашелся! Тургенев, Тургенев… Да что Тургенев? Хоть бы и вовсе его не было.
Всё это время флейта очень злым и ненавистным взглядом, стиснув зубы, смотрела на контрабаса.
Контрабас: - Вечно вы спор поднимаете! (укладывается на кровати).— Характер! Ну, спокойной ночи. Тушите лампу!
Флейта:— Мне еще читать хочется…
Контрабас: — Вам читать, а мне спать хочется.
Флейта:— Но, я полагаю, не следует стеснять свободу друг друга…
Контрабас:— Так вот и не стесняйте мою свободу… Тушите!
Флейта потушила лампу.
Контрабас просыпался обыкновенно рано, часов в шесть, флейта же любила спать до одиннадцати.
Контрабас от нечего делать принимался за починку футляра от своего инструмента.
Контрабас: (будя флейту) Вы не знаете, где наш молоток?— Послушайте, вы! Соня! Не знаете, где наш молоток?
Флейта:— Ах… Я спать хочу!
Контрабас:— Ну и спите… Кто вам мешает? Дайте молоток и спите.
Не дождавшись ответа отходит от кровати флейты, переключается на другую тему и возвращается обратно.
Контрабас: - Вот, батенька, помню глядел я ночами на богатых невест...— Да будет вам спать, успеете! Экий вы соня! Хо-хо-хо… Видал невесту… Понимаете, блондинка, с этакими глазами… толстенькая… Ничего себе, канашка. Но мать, мать! Жох старуха! Дипломатия! Без адвоката окрутит, коли захочет! Обещает шесть тысяч, а и трех не даст, ей-богу! Но меня не надуешь, неет!
Флейта: - (бормочет и прячет голову под одеяло)— Голубчик… спать хочу…
Контрабас:— Да вы слушайте! Какой вы свинья, ей-богу! Я у вас по-дружески совета прошу, а вы рожу воротите… Слушайте!
Флейта садилась на кровать и начинала слушать...
Немая сцена. Контрабас рассказывает жестикулируя руками, не произнося слова вслух.
Флейта, на фоне контрабаса, произносит свои мысли вслух.
Флейта:— Нет, не могу с ним жить! Может мне уйти? Но неловко как-то… Обидится… Чем я могу мотивировать свой уход? Мы жили уже на нескольких квартирах. На одной, в видах экономии, завел у себя керосиновую кухню и стал готовить на ней себе обеды, отчего в комнате был постоянный туман. На другой, починку футляра по утрам заменил он хрипеньем на контрабасе. Позже он вообще стал употреблять новый прием: вырывал из моих рук книгу и сам тушил лампу...
Сцена меняется. Улица. Приятели возвращаются из кинотеатра.
Неожиданно контрабас поворачивается к флейте.
Контрабас: — Вы извините меня, Иван Матвеич, но я наконец должен вам сказать… спросить то есть… Скажите, что это вам так нравится жить со мной? Не понимаю! Характерами мы не сошлись, вечно ссоримся, опротивели друг другу… Не знаю, как вы, но я совсем очумел… Уж я и так и этак… и на квартиры перебирался, чтоб вы от меня ушли, и на контрабасе по утрам играл, а вы всё не уходите! Уйдите, голубчик! Сделайте такую милость! Вы извините меня, но долее терпеть я не в состоянии.
Флейта с лёгкостью вздыхает...
Флейта: - Мне только это и нужно было...
Занавес закрывается.