Найти тему

Индеец Джон Фенимора Купера и сибирская тайга...

картинка из общедоступных источников в интернете - иллюстрация к "Пионерам"
картинка из общедоступных источников в интернете - иллюстрация к "Пионерам"

Не каждый, кто читал в своё время повести об индейцах Фенимора Купера - "Зверобой", "Последний из могикан" и другие, знает судьбу Чингачгука. Индеец Джон в повести "Пионеры" это и есть знаменитый вождь делаваров. Писатель не случайно выбрал в качестве одного из главных героев этого племени. Делавары - первое племя северо-американских индейцев, которое заключило договор с американским правительством и оставило противостояние захватчикам. Я уже упоминал эти замечательные книги американского писателя, упоминал и высказывание Чингачгука о таком решении совета вождей делаваров - "белые, как большая река, их невозможно остановить. Значит надо попробовать присоединиться к экспедиции проводником, чтобы избежать непонимания между переселенцами и индейскими племенами". Это было сказано в повести "Прерии". Попытка индейцев делаваров найти компромисс с агрессией не увенчалась успехом, как известно. Они даже не были включены в генеральный договор с индейскими племенами, куда попали те же сименолы (помните Оцеолу?). Как не увенчалась успехом и война ирокезов против наступления белых переселенцев.

Почему у меня возникли такие ассоциации с краснокожим Джоном, принявшим в старости христианство? Канадские и американские леса на Великих озерах так похожи на нашу тайгу. Кедровые массивы, сосняки, чистые реки впадающие и вытекающие из хрустальных озер. Мы с нашем детстве и юности с успехом играли в индейцев на реальных "плацдармах", как и Сетон-Томпсон в своих "Маленьких дикарях". Во взрослой жизни мы бродили по глухим лесам и лесостепям, а в совсем зрелом возрасте наблюдали, как неотвратимая река "цивилизации" уничтожает эти леса, загаживает реки и озёра.

Пусть это будет с моей стороны не совсем скромным, но стал я себя ассоциировать не с Чингачгуком, а с старым Джоном, который погибает в огне лесного пожара. Заключительная глава "Пионеров" трагическая. Старый индеец отказывает себе в спасении, говоря, что отправится по тропе своих предков, отказываясь от христианского поминовения. Уходит в леса и старик Нат Бумпо. Оба этих пионера остаются в лесах своей жизни...

Движение цивилизации неотвратимо и неумолимо. Вот и я, как делавары, не смог нивелировать и минимизировать давление современных реалий на тайгу. Все мои однокашники лесники так же отошли от лесного хозяйства, видя бесполезность советской школы лесоводства в рыночном капитализме.