Еще одна тема сугубо советская, «приписка»: означала постановку подростков на воинский учет, обычно в 14 лет. В определенный день все парни школы обязаны посетить призывную комиссию военкомата. Данная процедура происходит каждый год, вплоть до призыва в 18 лет или поступления в вуз, что давало отсрочку от армии.
Первая моя «приписка» была в 7 классе. Медкомиссия происходила поздней осенью, в деревянном доме на Алтайсельмаше. Все одноклассники разделись до трусов и «путешествовали» из кабинета в кабинет с бумажкой в руке. Одну комнату проходили вообще голыми, что рождало кучу шуточек😊. У кого болезни, несовместимые со службой в СА, врачей все равно проходили: они подтверждали или (чаще) опровергали «гражданские» диагнозы.
В 7 школе у нас был Костя с любимым тогда «откосом»: плоскостопие. Мама для надежности пробила ему второй распространенный диагноз: грыжа. Военные врачи оба диагноза не подтвердили. Конечно, это не значило, что парня призвали. Просто стоило маме дополнительных денег. Вообще, коррупционная емкость «откоса от армии» была огромна, больше, чем, например, взятки при поступлении в престижный вуз. Многие интеллигенты боялись призыва, как огня. Было за что: тяжелая служба, неуставные отношения, травмоопасность, болезни.
Я оказался здоровым по всем статьям, кроме зрения: близорукость. Заглядывал в карточки к ребятам, почти все здоровы. Конечно, короткий медосмотр не может выявить все болезни.
У меня была отсрочка от призыва в связи с поступлением в НГУ. Но «благодаря» взрыву в общежитии меня отчислили, а это прямая дорога в армию. Пытался «отсидеться» на работе, которая якобы дает отсрочку от армии, но не прокатило. Не было тогда такой работы. Такой прикол от государства: тебе предлагают работу сельским учителем или на вредном производстве, которая якобы дает иммунитет от призыва. А потом — раз! — призывают. Например, Сергей Арбузов, мой товарищ по отчислению, год отработал сельским учителем, это «100% отсрочка», но его все равно призвали.
В армии я служил в стройбате на Байконуре. В профессиональном плане потерянные годы, хотя в плане жизненного опыта полезно. Разбил розовые очки, рассеялись многие штампы, внушенные в детстве: о дружбе народов, эффективности руководства партии, роли комсомола, полезности труда стройбата, хороших офицеров, отсутствия дедовщины и криминала в армии и прочее. Потом, в перестройку, это помогло мне быстро сориентироваться и найти свое место в жизни.
В 80-е годы случилось еще одна неожиданность в истории СССР: начали призывать студентов, даже из тех вузов, где была военная кафедра. Причины непонятны до сих пор, официальная версия «сокращение призыва из-за демографической ямы и снижения рождаемости» не выдерживает критики. Есть мнение, что таким образом хотели подавить дедовщину и снизить криминальность армии. Помогло плохо, потому что прогнила вся система, снизу не исправишь. В тоже время вред образованию и развитию страны нанесло колоссальный. ~20% студентов вообще не вернулись, а те, кто вернулся, имели проблемы с успеваемостью и социальной адаптацией. Да и вообще, зачем они учились лучше всех, поступали в вуз в перспективе на малую зарплату, если все равно пришлось служить? Тогда лучше было не напрягаться в школе, идти в ПТУ (туда брали всех без разбора), после окончания отслужить и хорошо устроиться. И страна бы получила так любимый ею пролетариат.
Вообще, в СССР, а теперь в России постоянно идет борьба между министерствами обороны и образования. Военное министерство хочет призвать всех без разбора, а второе — обеспечить страну квалифицированными кадрами. История показывает, что чаще побеждали военные. Видимо, отнять у соседей знания/ресурсы проще, чем придумать самим. Вот русских больше и боятся, чем уважают за ум.
Все мои книги на Литрес