Найти тему
Алексей Натаров

Оскар уже не торт? - что сулит нам 2021?

Ну что, друзья, поговорим о ежегодной интриге. Американская киноакадемия объявила своих номинантов и может спать более-менее спокойно. В «Манка» Дэвида Финчера 10 номинаций, а в остальных картин из категории «Лучший фильм» - 5-6. Такой гармонии в списке претендентов не было давно. Конечно, всегда найдется место для хештега #OscarsSoWhite, и 2021-й не исключение. Всегда найдется Аарон Соркин, который, казалось бы, никогда не докажет киношной общественности, что он настоящий режиссер. Всегда в список номинантов проскочит кто-то, кого там не совсем ждали. Традиционно разбираем номинации под критическим взглядом.

Спайк Ли и больше афроамериканского кино
Никогда такого не было и вот опять - одного из ведущих афро-американских режиссеров современности Спайка Ли вопиющее проигнорировали на «Оскар». В антивоенной драмы «Пятеро одной крови» лишь одна номинация - за лучшую музыку от джазового гения Теренса Бланшара. При этом на номинацию заслуживал как минимум Делрой Линдо в роли полубезумного ветерана вьетнамской войны Пола.

Победа «Черного клановца» в категории «Лучший адаптированный сценарий» в 2018-м была настоящей удачей, учитывая, что предыдущие номинации (за фильмы «Делай как надо» и «Малкольм Икс») не принесли постановщику желаемой победы. Все мы знаем, что Ли не склонен скрывать плохое настроение от публики, поэтому представляем его resting bitch face во время объявления. Впрочем, в Спайка впереди Каннский кинофестивале, поэтому желаем режиссеру скорее забыть об «Оскаре 2021» как страшный сон.

Между тем мимо номинацию «Лучший фильм» пролетели не только «Пятеро одной крови», но и «Одна ночь в Майами», «Ма Рейни: Мать блюза» и «Соединенные штаты против Билли Голлидей». Все три картины посвящены непростому периоду истории афроамериканской общины в середине 20-го века. Интересно, что «Пятеро одной крови», «Одна ночь в Майами» и «Ма Рейни: Мать блюза» попали в шорт-лист номинации «Лучший актерский состав» на Screen Actors Guild Awards, что, по идее, гарантирует место на «Оскаре». Впрочем, среди девяти номинантов на главный «Оскар» нашлось место только для одного афроамериканского кино - «Иуда и черный мессия». Но о нем в следующем разделе.

Лейкит Стэнфилд и немного хаоса в актерских номинациях
Самая большая загадка «Оскара 2021» - так кто же все-таки главный герой фильма «Иуда и черный мессия»? Дэниел Калуя получил номинацию как «Лучший актер второго плана» за роль Фреда Хэмптона - председателя чикагских Черных Пантер в 60-х. Калуя имеет все шансы забрать свой «Оскар», поскольку уже победил в аналогичной номинации на «Золотом глобусе» и Critics 'Choice Awards. В то же время Лейкит Стэнфилд появился в той же категории, номинирован за тот же фильм, в котором сыграл информатора ФБР Уильяма О'Нилла.

В LA Times такой конфуз попытались объяснить: мол, это обычная процедура голосования по необычным результатом. Очевидно и Стэнфилд, и Калуя подали на обе актерские номинации - главную и второстепенную. План был такой, что Калуя получит место во второстепенном шортлисте, а Стэнфилд - в главном. Вот только конкуренция за «Лучшего актера» оказалась в разы сильнее (как минимум потому, что там предусмотрено место для титанов Олдмена и Энтони Хопкинса). Между тем для категории «Лучший актер второго плана» Стэнфилду как раз хватило голосов.

Еще один конфуз произошел с Гленн Клоуз. Актриса получила номинацию за второстепенную роль в совсем необязательному фильме Рона Ховарда «Сельская элегия». В то же время за ту же роль Клоуз номинировали на «Золотую малину». Вот что бывает, когда хорошая актриса подписывается на проходное кино. Вероятно, Киноакадемия хочет уладить вину за «Оскар 2019», когда вместо Клоуз за драму «Жена» золотую статуэтку за «Лучшую женскую роль» приняла Оливия Колман («Фаворитка»). В конце концов, в «Сельской элегии» была еще одна прекрасная актриса Эми Адамс, в которой кружение вокруг «Оскара» продолжаются еще дольше - шесть номинаций не дадут соврать.

Между тем, в актерских номинациях новый рекорд, и даже без приставки «анти»: среди двадцати номинированных актеров половина - исполнители афроамериканского, азиатского и арабского происхождения. Камерный хит Сандэнс "Минар" не покорил «Золотой глобус», однако оскаровская кампания, похоже, принесет студии А24 желаемое внимание к Стивену Иону и Юн Йо-Джон. Награда за «Лучшую мужскую роль» скорее и вполне заслуженно посмертно пойдет Чедвику Боузману. Лесли Одом-младший в роли Сэма Кука достойно представляет на «Оскар» «Одну ночь в Майами», а Риз Ахмед («Звук металла») даже без победы уже получил статус многообещающего новичка в высшей лиге.

Последние несколько месяцев фигурирования сиквела «Бората» в наградном сезоне никого не удивляет. Но согласитесь, что болгарская актриса Мария Бакалова как вероятная победительница в номинации «Лучшая актриса второго плана» - что-то новое для Киноакадемии. Перевоплощение Бакаловой в наивную и недалекую дочь Бората поражает, впрочем, есть подозрение, что члены Киноакадемии захотели отметить ее еще и за смелость в сцене скандального интервью с республиканцем и бывшим мэром Нью-Йорка Руди Джулиани.

Тропа, которую протоптали «Паразиты»
После победы «Паразитов» на прошлогоднем «Оскаре» все говорили, что европейское кино начинает пробиваться в закрытый элитарный клуб голливудских наград. А потом произошла пандемия, Канны отменили, Венецианский кинофестиваль прошел в гибридном формате и тому же европейскому кино негде было сиять в лучах славы. Именно поэтому видеть несколько картин неамериканского производства в списке номинантов - по-настоящему хорошая новость. Кстати, речь сейчас не о категории «Лучший иноязычный фильм», то есть условное оскаровское гетто, через чью границу европейское кино никогда не имело шанса пробиться. Томас Винтерберг ворвался в категорию «Лучший режиссер» за трагикомедию «Еще по одной» с Миккельсоном. Если бы не эпидемия, «Еще по одной» мог бы взять «Золотую пальмовую ветвь» Канн, поэтому внимание со стороны Киноакадемии даже закономерна.

В категории «Лучший грим» и «Самые лучшие костюмы» совершенно неожиданно появился «Пиноккио» Маттео Гарроне. Но если копнуть глубже, то окажется, что фильм шел на Рождество в Соединенных Штатах, получил хорошие отзывы критиков и отработал неплохую промокампанию для «Оскара», собрав ряд европейских наград именно за художественное оформление, грим и костюмы. Не удивимся, если дело закончится «Оскаром».
Впрочем, звание WTF наградного сезона отходит индийско-американском фильму «Белый тигр» Рамина Бахрани, который тихо вышел на Netflix, даже не имея фестивальной премьеры, а затем получил номинацию за «Лучший адаптированный сценарий». Ирано-американец Рамин Бахрани не то чтобы новичок в кино - за плечами у режиссера 15 лет карьеры сценариста и режиссера, а также показы фильмов в Венеции, Каннах и Торонто. Впрочем, «Белый тигр» это скорее «темная лошадка» наградного сезона, которая еще до «Оскара» успела получить аналогичные номинации от BAFTA и Writers Guild Awards.

Аарон Соркин и rejected club
Многие думают, что место Винтерберга в номинации «Лучший режиссер» должен занять Аарон Соркин («Суд над чикагской семеркой»). Мол, пора признать, что сценарист «Социальной сети» и «Стива Джобса» научился и сам кино снимать. Но, кажется, голливудское сообщество к такому еще не готово, поэтому в этом году Соркину устроили «Арго» - номинировали на все ключевые трофеи, кроме режиссерского (прямо как Аффлека в 2013-м).

Впрочем, даже без Соркина эта категория всегда была и будет болезненным местом «Оскара». Ведь «Лучший режиссер» уже много лет - закрытый мужской клуб, куда очень трудно попасть женщине. В этом году проклятие удалось разрушить, потому что в номинации сразу две постановщицы - Хлоя Чжао («Земля кочевников») и Эмералд Феннелл («Перспективная девушка»). По-хорошему, там должна быть и Реджина Кинг («Одна ночь в Майами»), тем более, что за свой фильм автор получила награду в Венеции. Между тем Киноакадемия проигнорировала еще одного достойного автора - Джека Финчера. «Манк» претендует на рекордные десять «Оскаров», и среди них нет номинации за «Лучший оригинальный сценарий». Бессердечная Киноакадемия, кажется, совсем не поражена тем фактом, что Дэвид Финчер снял кино по текстам покойного отца.

Еще один режиссер, остался за бортом - Педро Альмодовар. Постановщик снял короткометражку «Человеческий голос», в которой ключевую и единственную роль блестяще исполнила Тильда Суинтон, а в основе сценария - пьеса самого Жана Кокто. Вероятно, Альмодовар слишком большой режиссер для такой номинации как «Лучший короткометражный фильм».

Зато на «Оскар» едет песня «Husavik» с глуповатой комедии «Евровидение. История огненной саги», поэтому есть большая вероятность увидеть на сцене театра «Долби» Вилла Феррела в блестящих брюках.