Дети невнимательны, не сосредоточены, вообще учатся без энтузиазма. Почему? У каждого, конечно, свои причины, но есть и общий знаменатель.
Путь юного архитектора
Когда в объединение по интересам приходят новые дети, я присматриваюсь к ним. Вскоре, с первых занятий, почти безошибочно определяю, кто останется, а кто попал сюда случайно, для знакомства, и это всё не его. Такое впечатление произвёл и этот мальчик. Теория его совсем не интересовала, всё время перебивал:
– А когда мы будем заниматься?
– А что мы сейчас делаем? – интересовалась я.
– Разговариваем.
– Но ты знаешь то, о чём мы разговариваем?
– Нет.
– А хочешь знать?
– Нет.
Да и в практической работе он был не внимателен, не сосредоточен.
Шло время. Кое-кто исчезал с поля зрения. Мой герой продолжал регулярно посещать занятия. Мне было интересно и непонятно, что его держит. То ли свободная, домашняя обстановка в объединении, то ли родители, очень внимательные, заботливые, ответственные люди.
Так продолжалось до первой экскурсии. Ехали не далеко, всего лишь по своему родному Минску. Подвижный, непоседливый мальчишка, не отрываясь, слушал экскурсовода. Где-то по дороге я обращала внимание детей на интересные архитектурные объекты. Вроде бы всё знакомое, но на экскурсии видится совсем по-новому. Оказывается, дети столько раз ходили мимо и не замечали, как это интересно, как красиво.
После этого ребёнка как подменили. Он стал внимательно слушать на занятиях, участвовать в обсуждениях. В группе время от времени появлялись новые дети, мальчик с удовольствием вводил их в курс дела, объяснял им, по мере сил, пропущенный ими материал.
Во второй половине года мы начали готовиться к «научно-практической» конференции. Сперва мой парень не выказал к ней никакого интереса. Но, наблюдая за работой других детей, начал задавать вопросы:
– Что такое конференция?
– Ты можешь придумать какое-нибудь совершенно новое здание, каких ещё не строили. Может оно получится не совсем реальное, но ведь всё в жизни меняется, что сейчас фантастично, когда-нибудь станет обыденным. А можешь исследовать какой-нибудь архитектурный памятник или творчество какого-нибудь архитектора.
– Но я не знаю, что можно выбрать.
– Понятно, ты ведь только во втором классе. Я тебе помогу.
– А я не умею на компьютере работать.
– Я тебя научу. Хотеть – значит мочь, – заключила я словами моих родителей.
И парень взялся за дело. Надо было видеть, как он работал с литературой, потом над текстом доклада, затем над презентацией выступления! Он освоил всё, даже то, что в школе проходят в седьмом классе.
Как старательно он учил свой текст и волновался, заслужит ли диплом! Когда же его награждали, на сияющем лице была написана по-мужски сдержанная гордость.
Пять китов
На занятиях после конференции не было человека, более сосредоточенного и старательного, чем он. Что же произошло с ребёнком, у которого напрочь отсутствовал познавательный интерес?
1. Он увидел практическое значение получаемых знаний.
2. Расширившийся горизонт поманил заглянуть дальше. Каждый шаг открывал новые возможности. Ему стало интересно.
3. У него появилась цель. Пусть сиюминутная, пусть маленькая, но она заставила его стремиться к новым знаниям.
4. Мальчик начал верить в свои возможности.
5. Успехи подогрели чувство собственного достоинства.
Как известно, Земля стояла на трёх китах, а у нас их получилось целых 5. Но все они тесно связаны между собой, один следует из другого. В то же время каждый из пунктов в отдельности очень важен.
Если вас заинтересовала эта тема, пишите комментарии и подписывайтесь на мой канал.