Найти тему
Я фотограф

10 принципов фотографирования от самого Анри Картье-Брессона / Я фотограф

Оглавление

В статье посвященной жизни и карьере легендарного фотографа XX века Анри Картье-Брессона, я упомянул про его принципы создания фотографии. У Картье-Брессона действительно был особый подход к фотосъемке, которые в будущем переняли тысячи других фотографов мира. Анри можно считать одним из новаторов в этом ремесле, благодаря которому фотография получила новый толчок в развитии.

По сей день, снимки Анри Картье-Брессона можно узнать среди тысяч других работ фотографов. У него свой почерк и стиль. Конечно, можно и не угадать, приняв чужую работу за брессоновскую, но это только докажет, что фотограф замечательно перенял все принципы знаменитого мастера и грамотно использует их в своей фотоработе.

Давайте и мы с вами рассмотрим основные принципы фотографирования Анри Картье-Брессона, к тому же, он сам обо все коротко и ясно рассказал. Итак,

Принципы фотографирования Анри Картье-Брессона

Фотограф важнее фотоаппарата

«Это иллюзия, что снимки сделаны при помощи фотоаппарата. Они созданы при помощи глаз, руки и сердца», говорил Анри Картье-Брессон

С этим следует согласиться. Сам Картье-Брессон, практически всю свою карьеру снимал на фотоаппараты Leica и не признавал других производителей камер. Даже учредив свое знаменитое фотоагентство Magnum (Магнум), он просил своих коллег снимать только на Лейки.

Фотограф Анри Картье-Брессон со своим фотоаппаратом Leica
Фотограф Анри Картье-Брессон со своим фотоаппаратом Leica

Несмотря на этот оправданный принцип, я бы все же поспорил с великим мастером. Сегодня нет никакого недостатка в фототехнике. На любой бюджет можно приобрести ту технику, которая нужна. Важно ли это? Да, важно. Дело в том, что каждая купленная техника – это инструмент, а чем разнообразнее у вас инструментарий, тем проще добиться поставленной задачи. Однако, на самом старте свой фотокарьеры, лучше специально ограничиться одной тушкой фотоаппарата и двумя объективами: китовым и фиксом. Имея всего лишь такой набор, придется включать на полную катушку свой ум и использовать полученные знания в фотографии. Только в таких жестких и стрессовых рамках, придет понимание, как снимать.

Профессиональным фотографом это тоже не помешает. Вгоняя себя в такие аскетические условия, будет полезно повторить, что вы умеете, опираясь уже на полученный богатый опыт.

Уделять внимание геометрии кадра

«Сущностью фотографии для меня являются линии предметов. Содержание снимка должно быть постоянной заботой фотографа», пояснял Анри Картье-Брессон

При съемке фотографии, старайтесь уделять линиям в кадре. Они заметно придают динамики и живости снимка. Фактически, бродя по улице или в здании, тренируйте глаза на линиях. Это могут быть края зданий, дорожные полосы и бордюры, провода над головой и перилла лестниц, рамки оконных, дверных проемов.

Не делать кадрирования готового снимка

«Фотография хороша или плоха с момента ее попадания в камеру», считал Анри Картье-Брессон

Очень важный принцип, который облегчит вашу работу при постобработке. Когда вы наводите камеру на снимаемый объект, вы сразу же должны скадрировать снимок так, как он должен быть в готовом, окончательном варианте. Не полагайтесь на постобработку мыслями: «Потом в фоторедакторе скадрирую правильно».

Нет! Нет! Нет! И еще раз «Нет»! Поднесли видоискатель камеры к глазу, скадрировали готовый снимок, только потом нажали кнопку спуска. Будет сложно сначала, непривычно, но тренировать этот навык вы обязаны. Тут мне вспомнилась притча:

Молодой самурай стоял с луком и несколькими стрелами в руках, измеряя взглядом расстояние до мишени. Проходивший мимо монах сказал ему:
- Ты не научишься метко стрелять, если будешь надеяться на исправление промахов. В бою такой случай, вряд ли, представится. Учись поражать цель с первого раза, всегда помни, что у тебя только одна стрела. И в жизни всякое дело делай сразу, не надейся, что потом можно будет что-то исправить!

Обращать внимание на мелочи

«В фотографии самая маленькая вещь может стать главным объектом», подмечал Анри Картье-Брессон

Довольно часто при съемке практически в любом жанре в кадр может попасть незначительная деталь, которая в корне меняет весь замысел сюжета. Поменяться он может как лучшую сторону, так и в худшую. Если такая деталь, даже пустяковая, улучшает кадр, смело жмите спуск затвора. Если же ухудшает, переждите.

Деталью может быть прохожий, бродячая собака или кошка, листочек, падающий с дерева, стая птиц и т.п.

Иметь особый, художественный взгляд на мир

«Для меня фотография — это признание в доли секунды важности происходящего», указывал Анри Картье-Брессон

Этот навык вырабатывается исключительно практикой и насмотренностью. Более того, тренировать нужно постоянно, где бы вы ни были, даже не имея в руках камеру. Нам с вами, кстати говоря, повезло. Камера у нас очень часто под рукой – в смартфонах.

«Лучше плохая камера, чем её отсутствие вовсе!»

Не упускать момента для снимка

«Ваш глаз должен видеть композицию кадра, ту, что предлагает вам сама жизнь», вторил Анри Картье-Брессон

Сей навык перекликается с предыдущим. Только вы подметили важность происходящего, сразу же выстраиваете композицию в кадре и жмите кнопку спуска затвора! Очень часто, сама жизнь вовремя подкидывает нужную композицию, вам остается только запечатлеть ее.

Будь невидим

Анри Картье-Брессон прославился своей «невидимостью» при съемке. Его объекты съемок часто и не подозревали, что их снимают. Более того, фотограф иногда маскировал бликующие части фотоаппарата, заклеивая их черной изолентой.

Мальчик держит в руках картину на которой изображена женщина, Анри Картье-Брессон, Мехико, Мексика, 1963
Мальчик держит в руках картину на которой изображена женщина, Анри Картье-Брессон, Мехико, Мексика, 1963

Данный навык особенно важен при репортажной и стрит-фотографии. Не все хотят, чтобы их снимали, однако в XXI веке съёмкой мало кого удивишь. Хотя если вы будете наглеть, то это будет неприятно. Поэтому уличному фотографу нужно уметь быть невидимым, как ниндзя, фотониндзя.

Больше путешествовать

«Я верю, что с открытием окружающего мира происходит открытие себя», сделал умозаключение про путешествия Анри Картье-Брессон

Тут можно сказать только одно:

«Вставай, выходи из дома и снимай, снимай, снимай!»

Не зацикливаться на успехах своих работ, развиваться

«Сама фотография меня не интересует. Я хочу лишь запечатлеть долю секунды реальности», отнекивался от лавров признания Анри Картье-Брессон

Если вы будете фотографировать только ради конкурсов и признания, у вас ничего не получится. На первом месте должен быть процесс, на втором результат, а слава и признание придут за ручку сами.

Решающий момент

Все вышеперечисленное не сработает ради удачного снимка, если вы не будете пользоваться секретным ингредиентом великого мастера фотографии. Он им поделился бесплатно, а воспользуетесь ли вы им или нет, это вам решать. Это «Решающий момент»!

Дадим определение:

Решающий момент – наивысший пик эмоционального напряжения или иного момента, который должен быть запечатлен на камеру. Крайне важно спустить затвор камер именно в тот самый миг, когда наступает кульминация действия, ни секундой раньше, ни секундой позже.
«За вокзалом Сен-Лезар», Анри-Картье Брессон, 1932 год
«За вокзалом Сен-Лезар», Анри-Картье Брессон, 1932 год

Об истории фотографии «За вокзалом Сен-Лезар», Анри-Картье Брессона, я писал в этой статье.

Каждая фотосъемка должна тренировать у вас навык ощущать наперед решающий момент, а также вовремя нажать на кнопку спуска! Процент промаха будет стремительно снижаться, если вы будете часто практиковаться. В процессе откроется та самая фотографическая чуйка на момент кульминационного действия, когда вы успеет сделать нужный кадр. Кроме этого подоспеет и госпожа Удача. Ах, да. Госпожа Фото-Удача!

Сам Брессон сравнивал «Решающий момент» со стрельбой, и я с ним на согласен. При фотографировании происходят все те же самые процессы:

  • Выбор места и ракурса
  • Ожидание «добычи»
  • «Щелчок» в решающий момент

Даже на английском слово shoot имеет два значения «стрельба» и «съемка кадра».

«Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь ее избранные, значимые, решающие моменты, которые нас чем-то поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения только фотография может зафиксировать такой точный момент, мы играем с вещами, которые исчезают, и, когда они исчезли, невозможно заставить их вернуться вновь», заключил Анри Картье-Брессон

Одним словом «Решающий момент» вам в помощь и вы с большой долей вероятности станете мастеровитым фотографом!

«Случается иногда, что ты, неудовлетворенный, застываешь на месте, ожидая момента, а развязка наступает внезапно, и, вероятно, удачный снимок не получился бы, если бы кто-то, проходя мимо, не попал бы случайно в объектив фотоаппарата» (с) Анри Картье-Брессон

Анри также шутил, хотя я бы сказал это ироничная истина:

«У меня нет воображения, из-за чего я так и не стал художником, бросил режиссуру. Фотографировать всегда проще. Фотографирование — это нечто вроде предчувствия жизни, когда фотограф, воспринимая меняющуюся пластическую информацию, в доли секунды захватывает выразительное равновесие, вдруг возникшее в бесконечном движении» (с) Анри Картье-Брессон

Пользуйтесь принципами великого и легендарного мастера фотографии, Анри Картье-Брессона.

Рекомендую вам прочитать и посмотреть другие статьи по обучению фотографии, которые можете найти по хештегу #обучение от я фотограф

Ну, и...

Подписывайтесь на канал!
Рад каждому.
Пишите комментарии, можем пообсуждать.
Читайте другие материалы на канале.
Удачного дня!