Найти в Дзене
Иван Сухумский

Штучное кино. "Путь Карлито" (1993)

Эту рубрику я бы хотел посвятить по-настоящему уникальным фильмам, каждый из которых оставил глубокий след в моём сердце. Это фильмы-вехи, штучный товар, произведения искусства и плоды усилий множества талантливых людей, которые не всегда брали награды. Но дело совсем не в этом. Дело в том, что они нашли и безвозвратно покорили своего зрителя, а также в том, что такого кино больше, к большому сожалению, не снимают. Список глубоко субъективен. О вкусах не спорят и его можно многократно пополнить огромным количеством достойных картин. Это прежде всего фильмы, которые я порекомендовал бы хоть раз в жизни посмотреть каждому взрослому человеку.

История Карлито Бриганте в фильме Брайана Де Пальмы по сценарию Эдвина Торреса и основанная на его же одноимённом произведении, вышла на экраны в далёком 1993 году. 70-е годы. Один из мелких главарей нью-йоркской мафии пуэрториканец Карлито Бриганте (Аль Пачино) вышел из тюрьмы, отсидев пять лет из тридцати, благодаря своему адвокату Дэйву, также работающему на пуэрториканскую мафию (Шон Пенн). Однако, оказавшись на свободе, в одном из разговоров он удивляет его тем, что намерен "завязать" и попытаться начать жизнь обычного человека.

Карлито и Дэйв. Кадр из фильма.
Карлито и Дэйв. Кадр из фильма.

Карлито возрождает угасшие отношения со своей бывшей подругой по имени Гейл (Пенелопа Энн Миллер), которая работает танцовщицей в одном из баров и по-прежнему неравнодушна к нему.

Карлито и Гейл. Кадр из фильма.
Карлито и Гейл. Кадр из фильма.

Однако криминальное прошлое и просьба Дэйва, ввязавшегося в опасную авантюру, неудержимо тянут Чарли в омут. Адвокат, оказавшийся кроме прочего ещё и вором, укравшим значительную сумму у мафии, впутывается в крайне неприятную историю и под угрозой шантажа и дальнейшей расправы берётся помочь одному из главарей итальянской мафии - Тони Тальялуччи - бежать из тюрьмы. На свою голову после долгих уговоров Карлито соглашается помочь Дэйву.

Во время побега Дэйв убивает криминального босса, аргументируя это перед Бриганте тем, что Тони в любом случае убил бы его, даже если бы побег увенчался успехом. Саму смерть же Тони можно представить, как убийство при попытке бегства и свалить всю вину на подоспевших сотрудников нью-йоркской полиции.

Чарли осознаёт, что рано или поздно мафия вычислит тех, кто способствовал смерти Тони. Выясняется, что адвокат Тони Клейнфилд давно находится в разработке у прокуратуры и в попытке избавиться от преследования полицией он пытается выдать Карлито за основного виновника произошедшего упирая на то, что тот по-прежнему не отошел от дел и занимается наркоторговлей. Чарли удаётся услышать "откровения" бывшего друга и, выйдя из офиса прокурора, он отправляется в больницу к адвокату на разговор.

"Иди ты сам со своим уличным кодексом чести в задницу. Тебе помог твой кодекс избежать 30 лет тюрьмы? Да? Нет, это я помог. Это он помог тебе снять обвинения по четырем пунктам? Нет, это я. Так что пошел ты, и твоя улица. Вместо всей этой ерунды существует только одно правило — ты спасаешь свою задницу".

"Это ты спасай свою задницу. Видишь, пусть лежит здесь, а не под подушкой, так быстрей его схватишь. Они войдут, а ты готов".

На прощание Карлито удаётся украдкой избавить пистолет Дэйва от патронов и ему нечем ответить уже Но прошлое жестоко.пешащим к нему киллерам мафии. Вошедший буквально вслед за Чарли переодетый полицейским сын убитого босса добивает Дэйва.

У Карлито остаётся только один шанс: забрать всё, что у него есть и бежать из города вместе с беременной от него красавицей Гейл.

У Чарли есть мечта - приобрести подержанный автопрокат на Багамах, который ему как-то предлагал один из его друзей и уехать из Нью-Йорка, забыв всё. Гейл уже не раз пыталась убедить Чарли порвать все связи с мафией и улицей, так как не хочет держать его окровавленную руку однажды на пути в больницу. Он говорит Гейл, чтобы она собирала вещи и ждала его на перроне вокзала у поезда, отправляющегося в Майами.

"Я выхожу из игры. Займусь прокатом автомобилей. Что, смеёшься? Почему все над этим смеются? Это моя мечта."

Но прошлое успевает нагнать Карлито и его спутницу.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

В рамках драматичной погони Карлито удается перебить своих преследователей, однако его приятель, который охранял и сопровождал Гейл до вокзала, оказывается предателем, через которого мафиози и узнали место и время отправления поезда. Отправившиеся в погоню за Бриганте подручные мафии настигают его и убивают.

Фильм заканчивается пронзительным монологом Чарли, лежащего на каталке. Гейл идет рядом и держит его руку в своей.

"Рай ждет тебя" Кадр из фильма.
"Рай ждет тебя" Кадр из фильма.
Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

"Извините, ребята.
Меня уже не сшить никакому хирургу.
Лежи. Лежи. Отвезут тебя..в погребальную контору Фернандеса
на 109-ой. Я знал, что закончу там...
Но гораздо позже, чем все думали.
Последний из могикан. А может, и не последний.
Гейл будет хорошей мамой.
Новый, улучшенный Карлито Бриганте.
Рай ждет вас.
Надеюсь, она уедет отсюда - сердце у нее слишком велико
для этого города.
Извини, малышка.
Я старался, как мог. Правда.
Ты не можешь поехать со мной."

Фильм уникален своими диалогами, выверенностью и глубиной каждой фразы. Это редкий пример кино, где просто необходимо вслушиваться в диалоги действующих лиц.

Чего стоит великолепная психологически тонкая сцена с разговором через дверную цепочку между Гейл и Чарли, раскрывающая с идеальной точностью женскую психологию и психологию отношений в целом. Здесь безупречно показана игра в поддавки: прекрасная сущность женщины и модель поведения, которой должен следовать в подобной ситуации мужчина; как и когда необходимо проявить решительность. Крайне романтичный и интересный эпизод картины.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Для меня фильм "Путь Карлито" о том, как тяжело избавиться от груза прошлого, как прошлое может настичь и лишить человека будущего. О том, насколько жесток и одновременно прекрасен этот мир.

Смотрите хорошее кино.