Бывшее на месте Павелецкого (Саратовского) вокзала "болото" долгое время считалось нехорошим. Требовало и получало жертвы, вплоть до XXI века. Эта окраина старой Москвы богата на легенды и слухи. Теперь же ее ждет роскошное будущее. Во всяком случае, нам его обещают в октябре 2021 года.
Из истории
Территория здесь долго не застраивалась, так как весенние паводки регулярно ее затапливали. В конце XIX века грунтом засыпали низкие участки и подвели железную дорогу. Для строительства вокзала даже не пришлось сносить дома, их просто не было.
Однако, от мощного наводнения 1908 года эта земляная подушка не спасла: площадь перед вокзалом оказалась затоплена на высоту более метра.
Железная дорога была необходима для связи 12 крупных южных губерний и Москвы. Частная дорога между губерниями была, но не вела в Москву. Поэтому, с разрешения Николая II, началось строительство новой ветки Рязано-Уральской железной дороги из поселка Павелец Рязанской области в Москву.
В столицу пошли грузы с зерном и мукой. У вокзала появились огромные элеваторы, гостиница, трактиры. Сюда переехал и самый дешевый рынок Москвы – на Зацепе.
Узнаваемый вид здания вокзала – это часовая башенка-флагшток, напоминающая амфору. Она была и на первом вокзале, построенном в 1900 году, и сохранилась после всех реконструкций. И в 1980-ых годах, когда одноэтажное с виду здание стало трехуровневым. И в 2010-ых годах, когда в здании вокзала открылся проход напрямую в метро.
Говорящие названия
Руководство этой железной дороги находилось не в Москве, а в Саратове. Поэтому вокзал изначально назывался Саратовским. Павелецким он стал только после войны.
Логично, что название выбрано по поселку Павелец. И, тем не менее, имя Павел все-таки имеет отношение к названию вокзала. Павелец – это уменьшительное от Павел. Так звали первопоселенца, то есть первого владельца земель, на которых и построился поселок. Хотя это всего лишь версия.
Находящиеся вблизи привокзальной площади улицы тоже имеют говорящие названия.
Зацепа – за цепью. Имеется ввиду, что до железной дороги здесь располагалась Коломенская ямская слобода и таможенный пункт. Чтобы попасть на территорию «за цепью», нужно было пройти досмотр.
Для ускорения процедуры, грузы на телегах проверяли длинным металлическим щупом. Так можно было обнаружить товары, запрещенные к ввозу в Москву. Что это могли быть за товары, история умалчивает. Возможно, просто неучтенные, спрятанные от оплаты пошлины. Среди горожан это место и стало называться Щупок. Позже, для удобства в разговоре, оно преобразовалось в Щипок. Такова одна из версий происхождения названия улицы Щипок.
А есть и другая версия. Здесь, на тогдашней окраине Москвы, был известный с XVIII века трактир, который держал Филипп Угрюмов. Так как недалеко была ямская слобода, в кабаке часто сиживали ямщики. Ну и за легкой добычей сюда наведывались карманники, в трактире было кого пощипать. Заведение приобрело темную репутацию и стало называться в народе Щипок.
Паровоз со смертельной репутацией
* Ноябрь 1910 года. Отсюда в Ясную Поляну на специальном траурном поезде смогли поехать желающие проститься с Львом Николаевичем Толстым.
* В 1921 году при пробном заезде здесь разбился аэровагон. Это такая будка на колесах с пропеллером сзади. Сам изобретатель Абаковский и несколько товарищей большевиков были внутри аэровагона и погибли при аварии.
* Сюда в январе 1924 года прибыл спецрейс из Горок с телом В.И.Ленина. Перевозил тело вождя в багажном вагоне паровоз У-127, имеющий свою трагическую летопись.
* В 1917 году при перегоне из Казахстана в Москву весь экипаж паровоза У-127 погиб от испанского гриппа. Где они его подхватили в пути, не понятно. Но факт есть факт.
* В 1923 году после ремонта «Красного паровоза» рабочие избрали Ленина его почетным машинистом. Через год У-127 его же привез траурным рейсом.
* В 1937 году нарком путей сообщения руководил реставрацией памятного «ленинского» паровоза. Через год наркома расстреляли.
* Машинист паровоза, не верящий в суеверия, решил сбить изображение орла на котле. Очень скоро машинист был арестовал и оказался в тюрьме.
* Еще один экипаж паровоза погиб целиком во время рейса. На сей раз от попавшей в У-127 молнии.
Желающих вступить в экипаж легендарного, но несчастного паровоза было немного. Уж очень неприглядная репутация его сопровождала все 27 лет эксплуатации, с 1910 по 1937 год.
Сейчас траурный (во всех смыслах) поезд установлен как экспонат в музее Московской железной дороги.
Ждем октябрь 2021 года
Совсем немного осталось подождать до открытия многострадальной площади перед Павелецким вокзалом. С 2007 года москвичи спотыкаются взглядом об эту нескончаемую стройку, прозванную «ямой».
Обещают, что 5-этажный многофункциональный комплекс с парковкой на 277 автомобилей будет полностью подземным. А наверху разобьют ландшафтный парк площадью 3 гектара. Частично он будет похож на парк Зарядье, но нас ждет и эксклюзив.
Огромная крыша, напоминающая приземлившуюся летающую тарелку, с размещенной на ней зеленой зоной.
Парк с фонтаном, открытым амфитеатром, велодорожками, деревянными настилами и пешеходными дорожками, места для активности и отдыха.
350 деревьев, 18000 кустарников и несчетное количество цветов.
В комплекс «Павелецкая Плаза» можно будет попасть через главный вход напротив Павелецкого вокзала или через дополнительные, с Садового кольца и с Дубининской улицы. Также будет доступен вход из метро. Стеклянный «ракушечный» потолок, фирменные овальные навесы над входами, загнутые козырьки станут визитками новой Павелецкой площади.
С Садового кольца нарядный исторический фасад Павелецкого вокзала будет прекрасно виден. На мой взгляд, это намного лучше, чем торговый монстр Атриум перед Курским вокзалом.
Что ж, ждем с нетерпением.
Любите историю и путешествия? Читайте и смотрите на нашем канале:
* Подземелья московского Кремля: что там скрывают и почему не пускают
* 6 легенд самого загадочного дома московской элиты
* Показуха или шедевр: посмотрим, что внутри Храма за 6 миллиардов - видео о Главном храме ВС России в Кубинке
* Каково оно, "пленительное" счастье: сколько декабристок выжило и вернулось домой - видео с героями, ожившими через Нейросеть
Оцените 10 лучших статей 2020 года или выберите историю, интересную именно вам в первом рубрикаторе
* Все публикации канала "Фишки и шишки опытного туриста" -
Понравилось - ставьте палец вверх.