Найти тему
Gem Space Media

Джейсон Калаканис: “Будущее – за ангелами”

Оглавление

Биография Джейсона Маккейба Калаканиса – журналиста, IT-бизнесмена и частного инвестора Uber, Tesla и еще более 150 компаний

“Что мне нравится в ангельском инвестировании, так это то, что и у вас есть шанс сделать то, что сделал я. Благодаря, в частности, и моим деньгам создаются вещи, которые буквально меняют мир прямо у нас на глазах.” (с) Джейсон Калаканис
Джейсон Маккейб Калаканис
Джейсон Маккейб Калаканис

Его жизнь и карьера – отражение истории интернет-предпринимательства: яркий взлет, крах и новое возрождение доткомов. Этот человек пережил полный провал, но сумел возродиться практически из пепла и достичь еще больших высот. Он умеет вовремя разглядеть перспективное направление, обладает редким чутьем на прибыльные идеи, лично выписал чек Илону Маску. Джейсон Калаканис – бизнесмен и один из самых знаменитых и влиятельных “бизнес-ангелов” в мире.

Парень из Бруклина

"У каждого поколения своя идея. Мы отличаемся от миллениалов, которые сосредоточены на получении опыта и делают то, что хорошо для мира. Мы – поколение Х: капиталисты, независимые мыслители, которые просто хотели перестроить систему." (с) Джейсон Калаканис

Бэй-Ридж, Бруклин, Нью-Йорк
Бэй-Ридж, Бруклин, Нью-Йорк

Сейчас район Бруклина Бэй-Ридж, примыкающий непосредственно к одной из достопримечательностей Нью-Йорка, мосту Верразано, считается вполне тихим и респектабельным. Но в 70-е годы прошлого века там селился в основном рабочий класс, мелкие служащие, и это было одно из самых опасных мест “Большого яблока”. Именно здесь 28 ноября 1970-го, в семье медсестры и хозяина небольшого паба родился средний сын – Джейсон, который получил двойную фамилию: Маккейб от мамы-ирландки и Калаканис от отца-грека.

Семья жила, мягко говоря, скромно, не вылезала из долгов и кредитов, но родители смогли выкроить для сыновей $1000 на компьютер. А вот вопросы с карманными деньгами ребятам приходилось как-то решать самим. Джейсон с 12 лет подрабатывал в отцовском пабе официантом. Несколько раз в неделю по ночам в баре устраивали покер и мальчик быстро научился карточной игре (и до сих пор любит сразиться за карточным столом с Чаматом Палихапитией).

Как-то один неудачливый игрок предложил Джейсону вместо денег видеокассету “Возвращение джедая”, это был 1983-й, фильм только прошел в кинотеатрах, дети, да и многие взрослые, были в полном восторге от новой серии космической саги. Братья быстро наладили домашнюю студию перезаписи и начали продавать кассеты по $20 и $30. Калаканис даже напечатал себе визитку “Новинки от Джейсона”, правда, в одном экземпляре, так что приходилось забирать ее у клиента обратно.

Джейсон Калаканис
Джейсон Калаканис

К 1988-му, когда Джейсону пришло время поступать в колледж, семья разорилась окончательно, налоговая конфисковала бизнес отца за неуплату, так что будущему студенту о финансовой поддержке родителей мечтать не приходилось. Юноша поступил на психологический факультет университета Фордхэм в Нью-Йорке. Он мечтал получить докторскую степень и работать на ФБР – ловить преступников.

Но это было еще впереди, а пока приходилось по ночам заниматься уроками, днем ходить в колледж, а вечерами подрабатывать. Калаканис умел 2 вещи: разносить еду и напитки и ремонтировать компьютеры. Он устроился чинить принтеры в мастерской за $3,5 в час, настраивал и чинил ПК в Amnesty International за $10 в час. Больше всего на свете молодой человек боялся бедности и решил, что непременно станет миллионером к 35-ти годам, а потом можно и на покой. Джейсон окончил университет с дипломом бакалавра психологии, когда грянул первый интернет-бум.

Silicon Alley Reporter

Когда я открыл журнал, это был 16-страничный буклет, отпечатанный на ксероксе, через 5 выпусков это был глянец, а через 20 выпусков – 300-страничный глянец со стоимостью рекламы в миллион. Признаюсь, это было сюрреалистично. (с) Джейсон Калаканис

Обложка “Репортера Кремниевой аллеи”, выпуск №37
Обложка “Репортера Кремниевой аллеи”, выпуск №37

Начало 90-х – это не только интернет-бум, но и золотая пора “глянцевых" журналов. Cosmopolitan, Vogue, Rolling Stone, People, NewsWeek – их сметали с прилавков в день выхода. Недавний выпускник университета решил, что тоже будет издавать журнал. Только не о светской жизни или моде, а о том, чем сам интересовался – новости IT, интернета, инвестиций. Он снял квартиру на Манхэттене (естественно, в складчину с несколькими друзьями) и в 1996-м в свет вышел небольшой 16-страничный бюллетень под названием Silicon Alley Reporter.

Джейсон начал агрессивную раскрутку, он делал копии и лично раскладывал по кофейням, ресторанчикам, где собирались IT-бизнесмены, подкладывал в офисы, раздавал на всех презентациях, куда мог проникнуть бесплатно. И благодаря такой активности, таланту авторов и интересному контенту журнал “зацепился”. SA Reporter стал обязательным чтением деловой элиты Манхеттена.

Особой популярностью пользовались интервью с культовыми персонами мира технологий и ежегодный рейтинг предпринимателей Silicon Alley top-100, за место в котором боролись венчурные капиталисты и генеральные директора компаний. Благодаря личному знакомству Калаканиса со звездами IT, издание приобрело репутацию самого инсайдерского из всех инсайдеров. Деньги от рекламодателей потекли рекой.

-5

Джейсон открыл еще один журнал, для Западного побережья, и назвал Digital Coast Reporter, устраивал роскошные вечеринки со знаменитостями, снял дизайнерский офис, штат разросся до 70-ти человек. На пике популярности издания крупная медиакомпания, название которой не разглашается, предложила ему $20 млн за SA Reporter. Калаканис отказался.

А потом наступил 2001 – год краха интернет-компаний и биржи Nasdaq. Писать стало особо не о чем, доткомы лопались один за другим, вечеринки прекратились, основатели, кто смог, потянулись в Таиланд и на Гоа. Журнал, который приносил в месяц более $1 млн, за 2 года заработал $500 тыс. – сотрудников пришлось сократить, а само издание вскоре продать за смешные деньги. Джейсон, владелец 85% фирмы получил от сделки с покупателем, издательским домом Dow Jones & Co, $100 тыс., оклад за 12 месяцев и был уволен из собственного журнала.

Гораздо позже он расскажет, что этот год был самым трудным в жизни. Его, как коренного нью-йоркца, потрясла трагедия 11 сентября. В день атаки Джейсон находился на Манхэттене, недалеко от башен-близнецов. Старший брат Калаканиса – пожарный, участвовал в спасении людей на территории Всемирного Торгового Центра, его команда погибла, а сам он чудом выжил, на сутки семья потеряла с ним связь и предполагала самое страшное.

Как за 18 месяцев заработать $30 млн

“Я что, мошенник? Неужели мне просто повезло? Является ли интернет мошенничеством? Мне пришлось серьезно подумать об этом, и я сказал себе – я не считаю себя мошенником, на самом деле я довольно талантлив.” (с) Джейсон Калаканис

Джейсон с любимыми питомцами – бульдогами Тори и Мисси
Джейсон с любимыми питомцами – бульдогами Тори и Мисси

Всех, кто был причастен к интернет-бизнесу, общество подозревало в мошенничестве и винило в экономическом кризисе. Даже великую Мэри Микер несколько раз допрашивали и практически под микроскопом изучали ее деловую и личную электронную переписку. О нашем герое еще год назад писал снобистский "Нью-Йоркер", у него было процветающее дело, влияние, и потенциальные $20 млн, а теперь он остался не у дел.

Идея Weblogs родилась 28 февраля 2003-го, когда Джейсон со своим другом детства и деловым партнером программистом Брайаном Элви сидели на мероприятии в Madison Square Garden и размышляли, что же делать дальше. Блоггинг, который только начал набирать обороты, показался довольно заманчивым вариантом. Два бывших автора из Silicon Alley Reporter Рафат Али и Ксени Жардин вели собственные блоги и уже были гораздо успешнее, чем во времена работы в журнале. Али зарабатывал от $60 до $70 тыс. в год только на рекламе.

Это был, конечно, не тот масштаб, а что если построить сеть из 100, 200 или 500 блогов? Можно нанять несколько компьютерщиков, менеджеров по продаже рекламы и десять или двадцать хороших авторов. Пусть пишут в свое удовольствие на интересные темы и ни о чем не беспокоятся. Джейсон учел прошлые ошибки – снял недорогой офис для переговоров, компьютерами и интернетом блогеры-фрилансеры обеспечили себя сами, а платить им можно по результату: от $100 до $2 тыс. в месяц. Такое предприятие не требовало больших инвестиций, поэтому единственным "бизнес-ангелом" выступил знаменитый Марк Кьюбан.

Джейсон Калаканис и Чамат Палихапития – турнир по покеру
Джейсон Калаканис и Чамат Палихапития – турнир по покеру

Через год после запуска на Weblogs работало 50 внештатных авторов, компания сотрудничала с Google, Yahoo! и реклама приносила солидный ежемесячный доход. Предприятие оказалось очень прибыльным, особенно популярны были блоги о компьютерных играх, автомобилях и гаджетах. Сам Калаканис считает, что их звездным часом стало прекрасное интервью с Биллом Гейтсом, опубликованное на Engadget в мае 2005-го. Всего через несколько месяцев корпорация America Online предложила партнерам продать Weblogs Inc. за $30 млн. На этот раз бизнесмены ждать не стали. Сделка состоялась. Джейсону было 35 лет и он исполнил свою мечту, но выходить на пенсию или отправляться в йога-ретрит ему совсем не хотелось.

Поисковик Mahalo – горький урок

-8

Согласно договору Калаканис год проработал в AOL, уволился и в 2007-м запустил новый проект – поисковик Mahalo. По словам Джейсона, он представлял собой гибрид Wikipedia и Google. Инвесторами стартапа выступили Илон Маск, Марк Кьюбан, Sequoia Capital, медиа-гиганты News Corp и CBS. В общей сложности стартап привлек $20 млн венчурного капитала. Штатный офис расположился в Санта-Монике, плюс бизнесмен нанял небольшую армию фрилансеров по всему свету, которые редактировали страницы, проверяли факты (в отличие от Wiki) и следили за количеством спама и "информационного мусора". В каком-то смысле Mahalo даже опережал своего тогдашнего партнера – компанию Google.

"Это стоит нам гораздо дороже, чем Wikipedia, которая ничего не тратит, но это стоит нам гораздо дешевле, чем Google, потому что они тратят по $1 млрд в год на каждый сервер." (с) Джейсон Калаканис

Аудитория поисковика стабильно росла, в 2011-м он вышел на прибыль, получил первый доход – $10 млн, но с растущей мощью Google тягаться было все труднее. Партнеры Джейсона запустили поисковый алгоритм Google Panda и перетянули на себя основной пользовательский траффик. Mahalo потерял большую часть дохода. Пришлось сократить 85% сотрудников, а в 2014-м Mahalo прекратил свое существование. Это стало для предпринимателя неприятным уроком. С тех пор он и сам не заключает соглашений с крупными компаниями, и советует стартаперам стараться не зависеть от корпораций.

Джейсон, его жена Джейд и младшая дочка
Джейсон, его жена Джейд и младшая дочка

Бизнес-ангел: "Как превратить $100 тыс. в $100 млн"

"Сейчас сотни людей выбирают ангельское инвестирование в качестве полноценной карьеры в Кремниевой долине, тогда как 10 лет назад этим занималось несколько десятков человек и чаще всего это было параллельное основной работе занятие."

С мамой на Tesla
С мамой на Tesla

Джейсон Калаканис начал инвестировать в стартапы сразу после увольнения из AOL. Венчурный фонд Sequoia Capital нанял его как "вольного стрелка". Джейсону предложили зарплату (немаленькую), он мог спокойно работать над собственными проектами, а для Sequoia заниматься переговорами с основателями стартапов и оценивать перспективы инвестиций. Этим же занимался Кевин Роуз в Google Ventures.

Это был прекрасный выбор. Со времен Silicon Alley Reporter Калаканис был знаком почти со всеми, кто что-либо значил в Кремниевой Долине, и не зря получил прозвище Connector – за обширные и очень дружественные связи (Google не в счет). Джейсон хорошо знал Трэвиса Каланика еще в те времена, когда тому было чуть за 20 и он запустил Scour и Red Swoosh. Когда Трэвис поделился с ним планами относительно Uber, бизнесмен понял, что эта компания будет стоить миллиард, не меньше. Он вложил в стартап $25 тыс., сейчас эта инвестиция стоит более $100 млн. Для Sequoia Джейсон заключил еще множество удачных контрактов, самыми крупными, помимо Uber, были соцсеть Tumblr (приобретена Yahoo! за $1,1 млрд), веб-сервис Evernote и платформа Thumbtack (оценивается в $1,7 млрд).

Одной из самых интересных сделок Калаканиса была своеобразная “инвестиция” в Tesla. В 2008-м Илон Маск и Джейсон Калаканис ужинали вместе в одном из ресторанов Голливуда. Вполне естественно разговор зашел о работе и Маск рассказал другу о втором неудачном испытании ракеты, которое недавно провела его компания SpaceX и о том, что если третий запуск тоже провалится, он будет разорен. Джейсон поинтересовался: правда ли то, что у Tesla осталось средств всего на четыре недели? Оказалось, что не на четыре, а на три. Потом Илон показал ему на телефоне полноразмерный прототип Model S. Наш герой вернулся домой и выписал 2 чека на $50 тыс. каждый и отправил их Илону с запиской: "Выглядят шикарно, дайте два!".

Обложка книги Джейсона Калаканиса “Ангел”
Обложка книги Джейсона Калаканиса “Ангел”

Через 3 года он получил 2 электромобиля Tesla Model S с серийными номерами 00001 и 00073. Кстати, у Джейсона в гараже уже стоял один Tesla – Roadster с серийным номером 00016. Калаканис предложил Маску вернуть № 00001, ведь у Илона есть первые номера всех моделей, кроме этой. Миллиардер ответил, что ни за что не примет машину обратно от человека, который поддержал его в трудную минуту.

“Для ангельских инвесторов нынешний кризис, вызванный пандемией, может быть скрытым благословением, потому что он позволяет оценить, насколько гибки и устойчивы основатели и их команды.” (с) Джейсон Калаканис

В 2009-м он запустил платформу Open Angel Forum, с помощью которой стартаперы могут размещать презентации и искать финансирование. На сегодняшний день бизнесмен инвестировал более чем в 150 компаний, среди которых есть безусловные “единороги” – приложение для медитации Calm (оценка в $1 млрд), приложение для торговли акциями Robinhood. В 2019-м при поддержке правительства Австралии Джейсон организовал в Сиднее международный фестиваль стартапов Launch – “Запуск”, на сцене которого молодые предприниматели представляли новые идеи.

Дом семьи Калаканис в Лос-Анджелесе
Дом семьи Калаканис в Лос-Анджелесе

Калаканис верит, что будущее за частными инвесторами. В 2017-м он публикует книгу под названием “Ангел: как инвестировать в технологические стартапы. Советы от инвестора, который превратил $100 тыс. в $100 млн.” Это правда, состояние Джейсона Калаканиса на сегодняшний момент оценивается именно в такую сумму. Автор называет книгу “красной таблеткой” (отсылка к фильму "Матрица") для тех, кто хочет вкладывать деньги в венчурные проекты. Также он ведет популярный блог и колонку в журнале Forbes “Хроники предпринимателя 50+”.

Джейсон Калаканис по сей день продолжает поддерживать и вдохновлять тех, кто создает инновации. Сейчас он это делает через Launch – акселератор стартапов, который помогает превратить идею в работающий продукт, предоставляет начальный капитал и дает старт тем, кто мечтает и строит наше будущее.

Еще почитать:

-13

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем – установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!