С прошлого Гран При Австрии прошёл уже целый год и самое время подвести некоторые итоги года с пандемией и Большим цирком. Мы научились жить с коронавирусом, Формула 1 приспособилась к новым правилам проведения гонок, Гран При проводятся, пусть и без зрителей, мы откапываем старые трассы и находим новые. И даже в прошлом, куда более хаотичном, году мы увидели целых семнадцать гонок. Это больше, чем количество Гран При, например, в полноценном сезоне 2003 года. Достижение само по себе невероятное, пусть ФОМ и иногда немного хитрили, проводя по две гонки на одной трассе, что в истории Большого цирка до прошлого года не случалось никогда. Только представьте себе: гонка на парковке Лас-Вегаса случалась, на Нордшляйфе гонялись, американская овальная Инди 500 шла в зачет чемпионата мира, а два раза подряд на одном треке — нет. А в 2021 мы уже совершенно спокойно относимся к подобному. Канаду отменили? В Турцию не получится? Давайте ещё раз две гонки в Австрии – почему бы и нет? В прошлый раз вроде бы неплохо получилось.
Получилось ли неплохо в этот раз — вопрос открытый, у нас ещё целая вторая гонка впереди — может быть там, с более мягкой резиной, будет лучше. Но, как обычно в Большом цирке, поговорить у нас есть о чём. Например о том, что Ред Булл на своей домашней трассе поставил очень важный чисто психологически рекорд: впервые с 2013 года кто-то, кроме Мерседесов, выиграл четыре гонки подряд. Да, в 2017 и 2018 Себастьян Феттель лидировал какое-то время в личном зачете, обменивался с Льюисом Хэмилтоном победами, оставался претендентом на чемпионский титул продолжительное время, но на такую серию из побед ни Феррари, ни сам Феттель оказывались не способны. А Макс Ферстаппен и Ред Булл в 2021 году — способны. С посильной помощью Серхио Переса, разумеется. Гран При Штирии четко и ясно дал понять: в этом году равняться стоит на быков. Их машина, похоже, самая быстрая; тактика, отточенная несколькими годами неудач позади Мерседесов, не сбоит; ну про таланты Ферстаппена было столько сказано за последние шесть лет, что и добавить-то нечего.
Интересно наблюдать, как к такому повороту событий оказались не готовы защищающиеся чемпионы мира. Мерседес, выпав из своего амплуа «милостивых победителей», которые очень-очень хотели бы погоняться с другими командами и готовы к честному бою, но, увы и ах, никто не в состоянии приблизиться к их великолепию, полностью растеряли весь свой антураж, образ команды, которая выше всей этой формульной грязи, неспортивных методов ведения борьбы за пределами трека и классового деления пилотов. Теперь Льюис регулярно делает едкие замечания по поводу крыльев и шин конкурентов, сами Мерседесы жалуются на то, что нехорошие механики Ред Булла совершают пит-стопы слишком быстро, а Боттаса кидают на растерзание гонку за гонкой. Такое поведение, в целом, ожидаемо, ведь каждая команда Формулы 1 будет использовать любую возможность замедлить своих конкурентов, но вот далеко не каждая команда будет строить из себя ангелов во плоти во время своих доминантных периодов. Феррари не стеснялись делать из Баррикелло Вторикеллу даже в тех сезонах, когда Шумахер выигрывал чуть ли не каждую гонку. Профессиональные набрасыватели на вентилятор доктор Хельмут Марко и Кристиан Хорнер оставались верны себе даже когда Феттель ставил рекорд из девяти выигранных гонок подряд. Фальшь в Большом цирке очень быстро слетает, когда речь заходит о реальной борьбе за титулы, тут ведь недолго и до столкновений на трассе.
На Гран При Штирии, правда, настолько ожесточенной борьбы пока не было. Мы, по большому счету, почти никакой борьбы не увидели. Макс Ферстаппен был абсолютно недостижим для кого-либо. В тренировках казалось, что основное конкурентное преимущество заключается в Хонде, ведь и младшие партнеры из Альфа Таури занимали места в первой пятерке. Да, даже Цунода. В квалификации высокие надежды оправдал только Ферстаппен, показав такое великолепное время на первой же попытке в Q3, что мог даже не выезжать на вторую. Хэмилтон был явно крайне раздосадован подобным отставанием, поэтому сначала нарушил негласное правило «не обгоняй других пилотов в квалификации прямо перед быстрым кругом» (за которое в Бахрейне все успели поругать Мазепина), а потом собрал три плохих сектора и проиграл не только Ферстаппену, но и Боттасу. Да-да, тому самому Боттасу, которого все активно списывают со счетов и только и ждут, когда же там Мерседесы объявят замену.
В гонке же Ферстаппен уехал далеко от Хэмилтона и очень далеко от всех остальных, обезопасил свою гонку от какой-либо неприятности на пит-стопе и собрал очередной хет-трик — на сей раз поул, лидерство от старта до финиша и победу в гонке. Никакой борьбы за победу Мерседесы навязать не смогли, но вот третью ступеньку подиума у Переса отбили. Или, если быть честными, Ред Буллы её отдали сами, немного замешкавшись на первой замене резины. Перес потом был быстрее Боттаса на трассе, но обгонять в это воскресенье было настолько сложно, что никаких шансов отыграть потерю на одинаковой тактике у мексиканца не было. Его позвали в боксы и попытались провернуть стратегию Ферстаппена с прошлого Гран При – с лишним пит-стопом и возможностью догнать Боттаса на последних кругах. Увы, огромное количество круговых на маленькой трассе сильно мешали быстрому продвижению. В итоге Пересу не хватило одного круга до третьего подиума подряд.
С остальным пелетоном получилось не сильно интереснее. После неразберихи на первом круге, где Леклер не поделил трассу с Гасли, из-за чего последний развернул Джовинацци, пробил колесо Латифи и сошёл с трассы, ничего особенного, в целом, не происходило. До первых пит-стопов собрался длинный паровозик из машин за Алонсо, но никто никого обогнать не мог. Так и ехали дружной толпой примерно в секунде друг от друга. После смены резины цепочку машин за собой собирал уже Стролл, но на сей раз каждую машину в этой процессии обогнал уже тот самый Леклер. С Феррари каждую гонку происходит что-то совершенно необъяснимое: два поула в Монако и Баку, полное отсутствие темпа и чрезмерная прожорливость резины во Франции, провальная квалификация в Штирии – после первого круга обе машины Скудерии оказались плотно за пределами очковой зоны и их главные противники в Кубке конструкторов МакЛарены ликовали. Но Сайнс показывает отличный отрезок на медиуме и выходит на шестое место, а во второй половине гонки Шарль делает десяток обгонов подряд. Что происходит и чего ожидать от Феррари в следующих Гран При — предсказать решительно невозможно.
Кстати про МакЛарены — там опять пропасть между Норрисом и Риккардо. После Франции казалось, что австралиец нашёл наконец-то свое место в Маках и сейчас поедет на полную, но нет. В Австрии на стартовой решетке Норрис стоял аж третьим, а Риккардо только тринадцатым. В гонке казалось что вот сейчас-то Даниэль отыграется, и первый круг даже был крайне плодотворным, но потом что-то забарахлило в силовой установке и Дэн откатился обратно за пределы очковой зоны, где и остался до самого финиша. Поэтому, несмотря на то, что Норрис был однозначно лучшим из остальных, МакЛарены проиграли это сражение по сумме очков пилотов.
Последняя история, произошедшая в Штирии на трассе — невероятные злоключения Джорджа Рассела. Серьезно, сколько зеркал нужно разбить, пока вокруг будут бегать черные кошки, чтоб получить такую дозу невезения? Джордж квалифицировался одиннадцатым, в восьми тысячных (!) позади Стролла, после штрафа Цуноды оказался десятым, после первого круга — восьмым. И даже весьма уверенно держался в очках, но потом Уильямс просто сломался. И даже несколько попыток реанимировать болид в боксах не увенчались успехом. В Большом цирке главная интрига сейчас это даже не «Хэмилтон или Ферстаппен», это «как Рассел в следующий раз потеряет место в очковой зоне». С такой удачей как бы он не потерял место в Мерседесе из-за какой-то глупой случайности. Ручка там при подписании контракта сломается, или ещё чего.
Напоследок хочу поделиться с вами цитатой из твиттера Хааса, которая отлично описывает как интерес непосредственно Гран При Штирии, так и ситуацию в этой команде во всём 2021 году: «Отличный старт в гонке для Никиты Мазепина, который уже седьмой раз подряд доезжает до финиша». Ждём вторую гонку в Австрии и надеемся на то, что Никита продолжит череду успешных выступлений.
Оценки всем пилотам и командам расставлены по порядку кубка конструкторов прошлого сезона:
Уильямс — 1/5
За обоих пилотов обидно.
Джордж Рассел — N/A
Наверно, это самый обидный способ потерять очки в гонке.
Николас Латифи — 3/5
Гонка была фактически закончена на первом круге.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Хаас — 1/5
Я пару раз видел Хаасы на экране, они даже сражались между собой.
Мик Шумахер — 3/5
И Мик в этой борьбе выиграл.
Никита Мазепин — 3/5
Но Никита проиграл не так уж и много.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Альфа Ромео — 3/5
Альфа Ромео даже почти доехала до очков.
Кими Райкконен — 4/5
Если бы не прорыв Леклера, приехал бы в десятке.
Антонио Джовинацци — 3/5
Разворот на первом круге не помог гонке Антонио.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Альфа Таури — 4/5
Потенциал у обоих болидов был хорош.
Пьер Гасли — N/A
Увы, небольшой контакт на первом круге закончился очень плохо.
Юки Цунода — 3/5
Юки был неплох в Штирии, но хватило только на десятое место.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Феррари — 3/5
Что вообще происходит в Феррари и как они работают?
Шарль Леклер — 3/5
Обгоны — великолепные, но надо быть поаккуратнее.
Карлос Сайнс — 4/5
Очень хороший результат.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Альпин — 3/5
Куда же пропадает этот подлый темп Альпин за ночь с пятницы на субботу?
Фернандо Алонсо — 4/5
Алонсо, похоже, теперь чувствует себя в своей тарелке и выжимает из машины все соки.
Эстебан Окон — 2/5
А вот Окон как-то перестал ехать.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Астон Мартин — 4/5
Нормальный такой, рабочий результат.
Лэнс Стролл — 4/5
У Стролла чуть получше.
Себастьян Феттель — 3/5
У Феттеля чуть похуже.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
МакЛарен — 4/5
Ну либо Норрис настолько гений, либо МакЛарен третья машина чемпионата.
Ландо Норрис — 5/5
Какая это уже подряд отличная гонка?
Даниэль Риккардо — 2/5
Слабенько, даже делая скидку на небольшие технические неполадки.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Ред Булл — 5/5
Ред Булл были лучшими у себя дома.
Макс Ферстаппен — 5/5
Полное превосходство.
Серхио Перес — 4/5
По результату не идеально, но очень хорошо.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Мерседес — 4/5
Да, два места на подиуме, но титулы, похоже, уплывают из рук.
Льюис Хэмилтон — 4/5
Явно не дотягивал до Ферстаппена.
Валттери Боттас — 4/5
Боттас сделал всё хорошо, но получилось только третье место.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Положение в личном зачете после Гран При Штирии:
Положение в командном зачете после Гран При Штирии:
Подписывайтесь на мой канал в Телеграме, осталось меньше недели до следующего Гран При.