Еще один день, больше онлайн-встреч. Деловые и частные, официально и полностью расслабленные. Год назад нас развлекало то, что кроме рубашки и пиджака, которые можно увидеть на экране компьютера, мы можем носить пижамные штаны и тапочки. Оказывается, скоро даже рубашка может оказаться ненужной.
Цифровое платье за 9 тысяч. доллары
Виртуальная одежда, которую можно надеть поверх фотографии, представлена на рынке уже более двух лет. В октябре 2018 года скандинавский бренд Carlings выпустил лимитированную коллекцию цифровых курток, пальто, футболок и брюк. Цены начинались с 11 долларов за штуку, все распродавались за месяц. Год спустя голландскому бренду The Fabricant, который ежемесячно выпускает новую цифровую одежду на своем веб-сайте, удалось добиться чего-то ранее немыслимого. Мужчина по имени Ричард Ма купил жене цифровое платье их дизайна за 9,5 тысячи. долларов. Платье, которое не существует физически, но его можно «надеть» на фотографию и поделиться в социальных сетях. - Через 10 лет мы все будем носить цифровую одежду. Это уникальный сувенир, знамение времени - Ричард Ма оправдал покупку.
Nueno: первый польский бренд цифровой моды
Сегодня все больше и больше модных брендов выбирают цифровые коллекции, а крупнейшие игроки технологической индустрии работают над возможностью облачения в виртуальную одежду в реальном времени, во время встреч в Zoom или других мессенджерах. - Мы ожидаем, что такие решения могут появиться в конце этого года, - говорит Малгожата Кудла, которая вместе с Адрианом Холотой создала Nueno, первый польский бренд цифровой моды. - Работая удаленно, например с пляжа, одним щелчком мыши или проведением пальца вы сможете надеть виртуальную рубашку для встречи, - объясняет Адриан.
Толчком к созданию Nueno, конечно же, послужила пандемия. - Мы много лет увлечены модой и технологиями, уже седьмой год управляем студией программного обеспечения Gentlemen Programmers, сотрудничая с творческой индустрией, - говорит Адриан. - Когда год назад началась первая изоляция, и жизнь переместилась в Интернет, мы почувствовали, что это хорошее время для экспериментов с цифровой модой.
Технология сложна, потому что рубашка (или любой другой предмет одежды) не только должна двигаться вместе с нашим телом, но и шелк должен двигаться, как шелк, лен, как полотно, и кожа, как кожа. - Пока очень хорошо работает с примеркой аксессуаров. Самое известное приложение - Gucci, где можно примерить шляпы, очки и даже обувь. Похоже, что это вопрос месяцев, когда эта технология будет совершенствоваться и становиться все более доступной для примерки одежды, - прогнозирует Малгожата Кудла.
Цифровая мода помогает в устойчивом развитии
Во время пандемии и связанных с ней ограничений деловой потенциал цифровой моды получил широкое признание. Раньше к этой сфере относились скорее экспериментально, и возможности ее развития видели прежде всего в играх (например, Louis Vuitton сотрудничает с разработчиками игр). Сегодня виртуальная мода выступает прежде всего как реальный помощник в решении проблемы быстрой моды и поддержки устойчивого рынка моды.
Цифровая мода - отличное решение для модных брендов и дизайнеров, поскольку помогает оптимизировать количество производимой одежды. Вы можете вставить 3D модель одежды в интернет-магазин, проверить интерес к товару и на основе этого спланировать производство. Еще одно применение этой технологии модными брендами - виртуальные примерочные. Интернет-покупатели смогут создавать аватарки с изображением тела или просто вводить размеры. Этого достаточно, чтобы увидеть, как они выглядят в выбранной одежде, и заказать их только в том случае, если они останутся довольны. В результате количество отправленных заказов уменьшится. Углеродный след, создаваемый общеизвестно, что возвращенные товары - одна из самых больших экологических проблем, с которыми сегодня сталкивается индустрия моды.
- Мы хотим показать брендам и дизайнерам, что они могут сделать с нашей помощью, чтобы преобразовать свой бизнес, как они могут подойти к производству с более экологической точки зрения, - говорят основатели Nueno. Первая коллекция польского бренда состоит из куртки и пальто, позже сфотографированных на модели в боди (а не на аватарке) в фотостудии. Процесс создания виртуальной одежды удивительно похож на существующую физически. - Сначала мы создали мудборды, потом прототипы одежды, которые эволюционировали. Программа создания цифровой моды включает в себя те же шаги, которые известны людям, создающим физическую одежду - от дизайнера до дизайнера и портного. Вам нужно выбрать виртуальную ткань, цвет ниток, стиль шитья. Когда форма готова, так называемый рендерить одежду,
Они хотели, чтобы виртуальная одежда и фотосессия были ближе к моде, чем к играм. - Большая часть современной одежды в цифровой моде очень футуристична, такой дизайн немного отталкивает, - говорит Малгожата. - Мы хотели показать, что цифровая мода может быть красивой и минималистичной.
Мода в дополненной реальности
Другой способ использования цифровой моды - физическая одежда с расширением AR (дополненная реальность). Сейчас Nueno работает над такой гибридной коллекцией. На простых футболках или куртках нанесен маркер, благодаря которому при наведении на них камеры телефона на одежде появится уникальный узор. - Таким образом мы хотим постепенно приучать наших покупателей к цифровой моде. Следующим шагом для нас будет сотрудничество с игровой индустрией, а затем продажа цифровой одежды в т.н. маркетплейсы - виртуальные магазины модной одежды, - говорят они.
Известные дома моды все больше и больше охотно представляют 3D-модели, доступные в дополненной реальности. Это сокращает расстояние между брендом и получателем. Мы можем показать новую модель сумочки и проверить, подходит ли она нам, хорошо ли будет смотреться на фотографиях. В результате покупатели могут напрямую контактировать с брендом, не выходя из дома. Многие люди до сих пор боятся войти в роскошный бутик. 3D-модель в дополненной реальности эффективно снижает этот страх.
Цифровая мода - будущее индустрии?
Прошлый год доказал, что благодаря цифровым технологиям недели моды обходятся без высокобюджетных показов и грандиозных мероприятий. Модные дома соревновались в творчестве в организации онлайн-показов. В конце 2020 года был основан Институт цифровой моды, рекламирующий себя как «модную платформу будущего». Он предлагает оцифровку моды путем воспроизведения каждого предмета одежды с виртуальной иллюзией, напоминающей копию настоящего предмета одежды. Коллекции представлены без использования модели, но при этом сохраняют свою форму. Среди его клиентов Nike, Adidas, Balenciaga, Александр Ван и другие. Оцифровка моды стала фактом.
Значит ли это, что мы никогда не оторвемся от экранов компьютеров, не снимем спортивные костюмы, а только накроем их виртуальным платьем на виртуальной встрече? - Цифровая мода никогда не заменит традиционную, - говорит Малгожата Кудла. - Это дополнение к нашей жизни, которое мы сможем использовать так же свободно, как сегодня применяем фильтры, применяемые к лицу в различных приложениях. Это разновидность модной индустрии, которая также поможет уравновесить ее, - утверждает он. - Виртуальная одежда имеет большой потенциал с точки зрения экологии и спасения планеты. Мы считаем, что цифровая мода снизит потребление.