В то время как другим искусствам для своего развития требовались тысячелетия, кинематограф проделал свой исторический путь за сотню лет. Однако не все представители этой отрасли смогли перенять научные достижения и модные тенденции. К таким относился и Жорж Мельес.
Ранее я уже рассказывал о создателе жанра «хоррор». Жорж Мельес был выдающимся человеком, но никто не может снимать киноленты вечно. Даже основоположник кинематографа был вынужден закончить свою карьеру. Так что стало причиной? И какие фильмы Мельеса считаются последними?
До начала XX века производство кино ограничивалось привычным кустарно-артельным способом, поэтому переход к его промышленному изготовлению знаменовал собой уход многих основоположников кинематографа, которые не могли принять нововведения. Такая же участь постигла Жоржа Мельеса. В то время как его конкуренты с энтузиазмом ставили видеокамеры на тележки и пытались освоить технику монтажа, он предпочёл сменить статус новатора киноиндустрии на ретрограда.
Закат карьеры
Интерес к мистицизму Древнего Египта всегда притягивал как публику, так и режиссёров. А сюжет воскрешения мумии в первой половине XX века и вовсе являлся одной из самой популярных тем для съёмок. Не обошёл данный сюжет стороной и Мельес, сняв несколько однотипных кинокартин.
Вспомним, допустим, содержание «Монстр», снятого в 1903 году. Действие фильма происходит в Египте. Требование Фараона к дервишу оживить скелет дорогой ему женщины оборачивается целым представлением. Согласившись, тот обращает останки в прах, облачает одеянием и заставляет кружиться в танце. Вдруг ткань падает, и перед героем предстаёт его, казалось бы, ожившая супруга. В конце колдун вновь накрывает призрак покрывалом и, бросая его Фараону, убегает. В свёртке оказывается скелет.
Другая излюбленная тема Мельеса — обман героев дьяволом. Ей посвящён ряд работ: «Замок Дьявола», «Сокровище Сатаны» и другие. Последняя картина представляет особый интерес, так как имеет несколько интерпретаций. В первой версии попытка неудачливого вора обокрасть Сатану оборачивается провалом и отправкой в ад. В сюжете второго варианта дьявол закрывает все вещи рыцаря в магическом ящике. Воин прилагает усилия спасти их, однако ему мстят замученные им же души. После чего герой опять же направляется в ад.
Фильм «Четыреста проделок дьявола», снятый в 1906 году, особенно заслуживает внимания в своём жанре. Сатана, скрывшись за обличием алхимика, с помощью обмана заставляет учёного Уильяма Крэкфорда выменять свою душу в обмен на волшебные пилюли, дарующие свойства странствовать по всему свету. Казалось бы, несчастному учёному остаётся только посочувствовать, однако по мере развития сюжета от сострадания зрителя не останется и следа. Фильм, впрочем, как и все остальные работы режиссёра, заканчивается печально — в итоге Крэкфорд мчится прямо в ад на астральной карете.
Не стоит забывать, что Жорж Мельес основоположник не только кинематографа, но и первых кинотрюков.
Со временем он всё больше отойдёт от языка кино, фокусируя своё внимание на сценических трюках. К сожалению, этот факт наравне с нежеланием Мельеса подстраиваться под требования моды и станут причинами угасания интереса зрителей к его творчеству. Уже с 1909 г. режиссёру придётся работать на компанию «Пате», снимая кино только по заказу. А перед Первой мировой войной он разорится окончательно, отдав за долги своё кинооборудование, театр и поместье.
А что бы ещё об истории кино вы хотели узнать? Делитесь в комментариях!
Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые статьи.