Найти в Дзене
РГАФД

160 лет со дня рождения композитора Антона Аренского

📅 Звуковой Календарь 12/07/2021

Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения Антона Степановича Аренского — крупного русского композитора, автора опер, романсов, оркестровых и камерных сочинений, ученика Н. А. Римского-Корсакова. Родился он в Новгороде. Родители не были профессиональными музыкантами, но музыку любил и отец — врач, и мать, которая прекрасно играла на фортепиано и лишь «по застенчивости» не выступала публично. Под ее руководством Аренский с семи лет начал учился музыке, и уже в первые годы обнаружил склонность к сочинительству, написав несколько маленьких пьес. Родители решили, что Антон может стать хорошим музыкантом, и отправили его учиться в Санкт-Петербург.

В Петербурге Аренский изучал фортепиано и теорию музыки в частной музыкальный школе Ф. И. Руссо у профессора Карла Зике — ученика Н. А. Римского-Корсакова. Затем, в 1879 г., поступил в Петербургскую консерваторию в класс специальной теории и композиции, на этот раз под непосредственным руководством самого Николая Андреевича. Помимо очевидного влияния великого композитора, многому Аренского научил Ю. И. Иогансен, который преподавал фугу и контрапункт. Благодаря ему Аренский сформировал блестящую полифоническую технику, научился выполнять искусные эпизоды контрапунктического строения в произведениях. При этом нельзя сказать, что учился он старательно и упорно: скорее, природная одаренность позволяла ему легко и быстро выполнять домашние задания прямо на уроке, и эти экспромты, по воспоминаниям М. Ф. Гнесина, зачастую выходили даже лучше, чем полноценные домашние работы однокурсников.

В 1882 году Аренский окончил консерваторию. За экзаменационные сочинения — балладу «Лесной царь» по Гете для солистов, хора и оркестра, и «Концертную увертюру» для оркестра — он был удостоен золотой медали. Вскоре Аренскому предложили место преподавателя теоретических дисциплин в Московской консерватории, он согласился и уже осенью переехал.

С первого же учебного года в Москве Аренского поддерживал новый друг и старший коллега С. И. Танеев. Отмечая его талант, Танеев просил П. И. Чайковского прислать либретто для оперы «Воевода», над которой работал Антон Степанович, корректировал первую его симфонию, помогал советами и всячески опекал — даже хлопотал о его гардеробе!

Из некоторых писем Танеева к Аренскому можно предположить, что, даже став консерваторским преподавателем, он сохранил ветреность или даже слабость и капризность характера, какую часто приписывают художникам. В 1883 г. Танеев ему писал:

«Все, на что ты тратишь теперь время, помимо консерваторских занятий, <…> это тебя не развивает, не совершенствует, а скорей заставляет идти назад и, кроме того, что всего хуже, губит твое здоровье… Я не сомневаюсь в том, что ты, наконец, …перестанешь думать, что сочинять надо только тогда, когда хочется, — система, результатом которой является то, что в течение всего учебного года ты не написал ничего цельного, и которая может служить полнейшем оправданием всякой лени и бездействию, хотя бы они продолжались целые годы…»

В первые годы жизни в Москве Аренский познакомился и с П. И. Чайковским, который много сделал для продвижения его музыки.

Популярность Аренского-преподавателя быстро росла. В 1889 г. его утвердили в звании профессора, среди его учеников были С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. Б. Гольденвейзер, Р. М. Глиэр и многие другие. Они вспоминали об Аренском как о превосходном музыканте, талантливом композиторе и педагоге, который может дать ценный совет не только технического, но и художественного характера. Главная особенность его стиля преподавания заключалась в интуитивном, творческом подходе, и в том, что для учеников он был не «рядовым педагогом», а «подлинным художником, композитором исключительно даровитым».

В 1886 г. Аренский женился на Елизавете Владимировне Лачиновой, которая была студенткой консерватории. Во время свадебного путешествия в Париж он закончил оркестровую фантазию «Маргарита Готье» по А. Дюма, посвятил ее Чайковскому и ждал от него подробного отзыва. В этой истории снова проявился импульсивный характер Аренского: получив от Петра Ильича лишь сдержанный ответ, он отправил ему пространное письмо, полное обид и упреков в невнимании. На это Чайковский ответил подробной критикой и, в частности, отмечал, что Аренский, при всем композиторском мастерстве, в новом произведении гонится за внешней красотой в ущерб глубокому содержанию. Тем не менее, он и дальше поддерживал молодого композитора, продвигал его музыку. Несмотря на эту неудачу, в целом «московский период» Аренского исследователи оценивают как самый большой и значимый в его творческой жизни: он написал две оперы, две симфонии, два квартета, две фортепианные сюиты, множество фортепианных пьес и романсов. С 1888 года он дирижировал концертами Русского хорового общества. Все это сделало Аренского уважаемым и известным композитором.

Консерваторская работа мешала Аренскому сосредоточиться на творчестве. Кроме того, в начале 1890-х гг. он все больше конфликтовал с новым директором В. И. Сафоновым и преподавателями из его окружения. Поэтому в 1895 г. он отправился в Петербург и к апрелю получил должность директора Придворной певческой капеллы. Работа была ответственной и в значительной степени административной, и вовсе не давала больше времени и сил для творчества. Тем не менее, Аренский как руководитель провел ряд удачных выступлений с лучшими произведениями Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева и других композиторов. Капелла участвовала в празднествах по случаю столетнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина, на которых впервые прозвучала музыка Аренского к «Бахчисарайскому фонтану». Проработав директором 6 лет, Аренский в 1901 году оставил эту должность и ушел на пенсию.

В этот финальный период жизни Аренский, свободный от материальных забот, по свидетельству Римского-Корсакова, усиленно «прожигал жизнь» в кутежах и карточных играх, но и сочинительством занимался гораздо активнее: написал оперу «Наль и Дамаянти», балет «Египетские ночи», музыку к «Буре» Шекспира, 6 фортепианных пьес и множество других произведений. Все чаще случались гастроли, особенно интенсивные в 1902–1903 гг. Музыку Аренского тепло встречали в разных городах России.

Летом 1903 г. здоровье Аренского резко ухудшилось: обострился туберкулезный процесс. Он лечился — в Ницце, в Крыму и снова в Ницце, продолжал заниматься сочинительством, пытался упорядочить все такой же нездоровый образ жизни. Состояние все ухудшалось, и во второй половине 1905 г. уже безнадежно больного Аренского перевезли в туберкулезный санаторий «Питка-Ярви». Последние месяцы жизни он прожил на даче недалеко от лечебницы.

Предлагаем послушать Серенаду А. С. Аренского в обработке Д. Я. Могилевского. Исполняет квартет им. А. К. Глазунова: И. О. Лукашевский, А. Д. Печников, А. М. Рывкин, Д. Я. Могилевский. Запись 1932–1933 г. доступна для прослушивания на нашем сайте:

🔈 http://ргафд.рф/callendar/12-07-2021

-2

Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.