Технопарк «Сколково», поселок Доброград, будущий квартал «Яндекса» – на этих примерах спикеры деловой программы онлайн выставки «Город: детали» обсудили, в каких районах совсем скоро мы будем жить. Ниже публикуем самые интересные выдержки из сессии «Жизнь в экспериментальном районе. Идеи и технологии районов будущего».
Что такое экспериментальный (он же идеальный) идеальный район?
Сегодня градостроительство должно решать ряд обязательных задач: доступность сервисов, разделение пространств на частные и общественные (жители должны четко понимать, что это «их» двор, «их» улица), комфортные транспортные возможности, среда, мотивирующая к здоровому образу жизни (парки и зеленые пространства). Если этих составляющих нет, то район успешным, популярным и любимым не станет.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
Я бы разделил слова «экспериментальный» и «идеальный». Идеал у каждого свой, и порой люди вынуждены выбирать идеал себе «по карману», потому что, когда речь заходит о месте жительства, вступает в дело фактор цены. Всем может нравиться Остоженка, но не все могут позволить себе купить там квартиру. Понятие экспериментального района появилось, когда был запущен процесс глобальной урбанизации – люди поехали в города, и это огромное количество нужно было расселять.
В Москве у таких «экспериментов» были разные этапы: дома-коммуны на Шаболовке и на Пироговской улице, панельные пятиэтажки в Черемушках, дома с подземными парковками и шведской системой вакуумного удаления мусора в Чертанове. На мой взгляд, эти опыты скорее показали, как делать не нужно.
Эксперименты вращались в основном вокруг типизации, упрощения и повторяемости. Это были попытки найти способ конвейерного строительства жилья в большом количестве, но точно не поиски идеального места для жизни. Я бы не брал экспериментальные районы как образец того, к чему мы хотим прийти.
Может ли «Сколково» быть образцом для проектирования районов будущего?
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
«Сколково» задумывался как ответ Силиконовой долине. Это место должно было в буквальном смысле состоять из нескольких деревень (слово «деревня» было реально прописано в мастер-плане). Довольно быстро пришло понимание, что результат, который получается – это никакие не деревни, а городское образование. Но первоначальный проект наложил свой отпечаток на нынешний вид района: кое-где остались рудименты почти сельской среды, а где-то видна четкая и плотная городская застройка. Проект реализуется уже больше 10 лет, и будет интересен для изучения, когда строительство подойдет к концу. «Сколково» – пример не тиражируемый. Но из подходов, которые здесь планируется реализовать, стоит взять на заметку, например, тотальный электротранспорт.
Как построить идеальный район?
В рамках городского пространства должны быть сопряжены самые разные функции, и сегодня районы уже не могут разделяться по своему назначению на центральные и «спальные». За последний год все города мира пытаются быстро поменяться, чтобы соответствовать новым, постпандемийным требованиям жителей. При работе с городским пространством всегда нужно получать фидбэк от жителей, тогда градостроительство превращается в «живую лабораторию».
Владимир Седов, основатель Ascona Life Group и города Доброград (Владимирская область):
Наш эксперимент по созданию Доброграда начинался в «чистом поле», и мы решили не брать примеры каких-то градостроительных практик, а
сделать так, как хотим. Первый вопрос, который возник – для кого строим и кого мы здесь хотим видеть? В России ценностью высокого уровня является совместное проживание поколений: так сложилось, что мы хотим жить рядом с родителями и детьми. У нас даже пословица есть – «Где родился, там и пригодился». Но у трех поколений – разные цели. Детям нужны школы и возможности для развития, взрослым – условия для работы, старшему поколению – социальная инфраструктура.
Как все объединить? Это был вызов. Но в этом вызове мнение людей стало для нас первоочередным. Можно сделать город умным, но будет ли комфортно в нем жить? Мы в Доброграде считаем, что технологии и «цифра» должны помогать, но не доминировать над жителями.
Что определяет облик района будущего?
Ли Полисано, архитектор, президент лондонского бюро PLP Architecture (проект штаб-квартиры «Яндекс»):
Жесткое разделение городских территорий – только жилой квартал или только деловой квартал – больше не работает. Отличный пример – микрорайон Москва-Сити. Там люди живут и работают, есть торговые центры, социальные услуги. Это хороший пример того, какими должны быть городские районы в будущем.
Новая штаб-квартира «Яндекса», над которой работает наше бюро, станет точкой притяжения в Гагаринском районе. Здание похоже на технологический кампус, но представляет собой нечто гораздо большее. Идея была в том, чтобы объединить все, что делает «Яндекс» под одной крышей. Это 12 тысяч работников, которые будут здесь жить, учиться, сотрудничать.
Для нас было важным сделать так, чтобы здание оказалось максимально заполненным и не было мест, которые пустуют. Кампус очень открытый, там много входных групп. Там есть образовательная часть, есть музеи, есть кафе, развлекательные зоны и т.д. Но еще очень важно было аккуратно интегрировать задумку в район, поэтому мы придумали парк вокруг. Суть идеи – коллаборация. В здании много естественного света, и нет ощущения замкнутости офисного пространства, а парк вокруг будет стирать границы: люди смогут работать и внутри, и снаружи, отдыхать и там, и там. В этом проекте все живет, и это именно тот подход, в соответствии с которым сегодня нужно создавать городские пространства.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Деловая сессия онлайн-выставки «Город: детали» продлится по 1 июля 2021 года включительно. Расписание сессий смотрите на сайте mrexpo.ru