«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» (Рим. 8: 28).
Земля – это место изгнания, «юдоль плачевная», у людей бывает здесь много разных проблем, печалей, забот, скорбей. Отрицать наличие зла на земле бесполезно. На земле есть зло, об этом говорит Библия. Зло здесь от князя мира сего, падшего ангела Денницы, который был повержен на землю, и всё зло на земле от него и его слуг – бесов. «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.» (Исаия 14: 12-15). Они ведут войну с родом человеческим, пытаясь погубить души. Поэтому на земле много зла, много несправедливости. «Яко хвалимь eсть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь eсть.» (Псалом 9: 23). Но если держаться за Господа, уповать на Него, соблюдать Его слово, то как написано, любящим Бога всё содействует ко благу. А кто же любящие Бога? Это те, кто соблюдает Его слово. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.» (Ин. 14: 21). Слово Божие как раз и говорит, как жить в этом мире, полном зла, и при этом, соблюдая заповеди Божии, иметь в душе мир и любовь. «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения.» (Псалом 118: 165). Вот, например, одна из заповедей блаженства говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.» (Мф. 5: 11-12). Любящим Бога, соблюдающим Его слово внешние обстоятельства не вредят, какими бы они не были, но всё оборачивается им ко благу, к спасению, к совершенствованию души.
Господу Иисусу Христу не повредили никакие внешние обстоятельства, ни унижения, ни поругания, ни страдания, ни какие страсти «мира сего», всё это не смогло сломить Христа, Он был непоколебим. И даже смерть и ад не удержали Его, Он воскрес, так как имел в Себе жизнь. «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.» (Ин. 5: 26). Ничего не повредило Ему, ни распятия, ни унижения, но наоборот, Он вознёсся в Славе, спас мир, воссел одесную Бога. «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.» (Мк. 16: 19). Также и избранным Божиим ничего не вредит, так как в них пребывает любовь, вера во Христа, свет, а поэтому и они видят во всём хорошее, всё содействующее ко спасению души. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно.» (Мф. 6: 22-23). Князь мира, по-другому его называют ещё князь тьмы, делает зло людям, соблазняя их, искушая, неся зло, но Господь победил его, так как Он есть свет: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.» (Ин. 14: 30); «о суде же, что князь мира сего осужден.» (Ин. 16: 11). Но людям, в которых князь мира имеет много своего, он может повредить и сделать зло. Пример одной и той же ситуации, и как по-разному она обернулась для двух разных людей, это пример двух разбойников, распятых по правую и левую сторону от Спасителя. Разбойник, распятый по левую сторону от Христа злословил Его: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.» (Лк. 23: 39). А разбойник, распятый по правую сторону, исповедал Христа Господом и смирился перед Ним: «Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! (Лк. 23: 40-42). И тут же услышал от Господа ответ: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» (Лк. 23: 43). Разбойник, распятый по левую сторону занял позицию фарисеев и иудеев, злословящих Христа, по научению князя тьмы, и это обернулось ему погибелью. А благоразумный разбойник, распятый по правую сторону исповедал Христа Господом и вошёл в рай первым, ему крест обернулся вечной жизнью. «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.» (1-е Ин. 5: 12).
Тем, кто имеет в себе любовь, веру во Христа не вредит ничего. Каждый камень, брошенный в их сторону, оборачивается в цветок, а этими цветами выстилается путь в Царство Небесное. Дьявол хочет погубить душу человеческую, а Бог хочет спасти и всё оборачивает ко благу человека. Но нужно стремиться, чтобы князь мира сего не имел ничего в нас, тогда и повредить душе он не сможет. «Князем мира называется он не как властитель и господин мира. Да идет от нас такая богохульная мысль! – И как возможно, чтоб властвовал над миром тот, кто не имеет власти даже над свиньями? Но называется он князем мира потому, что, раздражая пожелание богатства и других вещей мира сего, он порабощает себе прилепляющихся к ним и берет над ними власть. Князем же тьмы называется он потому, что ниспал от света божественной славы, по причине гордости своей, и сделался наследником вечной тмы. Но Бог и Владыка наш, яко Творец и Устроитель всего мира, естественно и властно есть князь всех – небесных, земных и преисподних, будучи светом невечерним и неприступным и Господом всего – и настоящего, и будущего.» Преподобный Симеон Новый Богослов. Нам надо уповать на Господа, только он может нас спасти от власти князя тьмы, дать жизнь вечную в Царстве Небесном. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.» (Ин. 6: 47).
Если что-то получил человек в жизни из земного, то это хорошо, а, если не получил, то ещё лучше, значит Бог хочет дать ему больше. Всё, даже потери, можно использовать во благо себе, для спасения души, если рассуждать духовно. Когда получаешь за добро добром, то это хорошо, а когда получаешь за добро злом, то это ещё лучше. Значит Бог хочет дать награду не в этой жизни, а в будущем веке. Если человек это принимает терпеливо, смиренно, с благодарностью, он уподобляется Христу, а значит и будет прославлен с Ним. «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.» (Рим. 8: 17-18). Господь Иисус Христос сделал много добра, но получил от иудеев в ответ зло: «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Ин. 10: 31-32). Когда человек находится в тяжёлых обстоятельствах, Бог в такие моменты ближе. Если он всё воспринимает терпеливо, с благодарностью, то Бог Сам помогает ему нести этот крест. «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силён.» (2-е Кор. 12: 10). «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Поэт Аполлон Майков. Даже грехопадения наши, согрешения Господь оборачивает к лучшему, потому что они способствуют смирению, без которого не спастись. Надо во всём видеть хорошее, стараться увидеть хорошее во всём и всё использовать ко благу, ко спасению души. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.» (Лк. 6: 45). И в каждом человеке также нужно стремиться увидеть хорошее. Есть такая притча: «шёл старец со своими учениками, и увидели они по дороге труп собаки. Ученики брезгливо отворачивались, а старец сказал им: «посмотрите, какие красивые у неё зубы!»». Например, грехопадения приводят к смирению, а ещё можно учиться на этом, на своих ошибках, чтобы в последующем так не поступать, приобретать опыт. Враг – сатана хочет погубить душу, соблазнить на грех или ещё какое-нибудь зло устроить, но верующему во Христа, любящему и уповающему на Него всё содействует ко благу. Как в стихотворении Ф. Тютчева: «Зима еще хлопочет и на Весну ворчит: та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…Взбесилась ведьма злая и, снегу захватя, пустила, убегая, в прекрасное дитя… весне и горя мало: умылася в снегу и лишь румяней стала наперекор врагу.».
То, что сейчас такое время, много соблазнов, многие отступили от истинной веры, как и говорит Господь: «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;» (Мф. 24: 12), в такой ситуации сложно сохранить веру, соблюдать заповеди Божии. Но и это оборачивается во благо для любящих Господа, потому что по пророчествам святых отцов, в последние времена, те кто сохранил верность Христу будут прославлены больше святых отцов, живших раньше. Если человек вырос в семье людей неверующих, с детства не ходил в церковь, не приобщался к Церкви, а потом по каким-либо причинам пришёл к Богу, в Церковь, покаялся, то такому человеку бывает трудно изменить свой образ жизни, но Господь оборачивает это к лучшему для него. Господь ценит, что человек не получивший такого воспитания от родителей, сам стремится к очищению, к праведной жизни. Подобно тому, как в обществе больше ценится человек, который, родившись в бедной семье, сам добился богатства, а не получил его от родителей. Бог помогает такому человеку. «Бог особенно любит и помогает той душе, которая, имея от рождения не очень хорошие задатки, ревностно стремится на Небо, пытаясь оторваться от земли и подняться ввысь на своих немощных крыльях». Святой Паисий Святогорец. Вот так, любящим Бога, всё содействует ко благу.
«Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20).
«Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.» (Псалом 125: 5-6).