Вы сейчас очень удивитесь, но психологи считают, что детям конфликты необходимы. Потому что умение их решать – один из важнейших навыков, который бесспорно пригодится на протяжении всей жизни. Конфликт – это возможность научиться сотрудничать, договариваться, а также – стать более уверенным в себе и независимым. Сегодня будем учить наших детей правильно вести себя во время конфликта со сверстниками.
Причин для конфликтов между школьниками может быть множество: это соперничество, борьба за авторитет, обиды, зависть, невзаимная симпатия, обман, сплетни, коллективная враждебность к «любимчикам» учителей и т.д.
О своем опыте при столкновении с конфликтными ситуациями рассказывают директора Yummy United. Говорит Динара А. (10 лет, Великий Устюг): «Конечно, в моей жизни были конфликты – с друзьями, знакомыми. Они случались из-за разных вещей: например, из-за правил в играх, из-за обидных слов. Конечно, нам удавалось выходить из таких ситуаций, мы извинялись друг перед другом и продолжали разговор или игру мирно. Считаю, что конфликтов можно избежать, если разъяснить возникшую ситуацию, просто извиниться за свои слова или за нерасслышанную информацию».
Слово – директору YU Снежане Б. (8 лет, Санкт-Петербург): «У меня бывают конфликты с родителями и иногда одноклассниками. Потому что мое мнение не совпадает с их мнением. Я всегда стою на своем, и, если бываю не права, тогда учусь на своих ошибках. А еще я всегда защищу того, кого обижают без повода. Если меня тоже будут обижать – я не обращу внимания. В этом моя сила. По моему опыту, иногда игнорирование ситуации лучше всего помогает избежать конфликта».
Как разрешить конфликтную ситуацию
Для информации: существуют негативные и позитивные методы решения конфликтов. Негативные мы рекомендовать не будем, просто для информации перечислим некоторые из них: нездоровая конкуренция, дискредитация оппонента, уклонение от решения конфликта, сознательное затягивание ситуации, угроза физической силой. Такие методы школьнику применять не стоит (хотя, например, в политике или какой-либо другой конкурентной борьбе эти не совсем корректные методы, к сожалению, имеют место быть). Давайте лучше рассмотрим самые популярные позитивные методы разрешения конфликта.
Метод №1: управление гневом
Это очень важное умение и необходимый для разрешения конфликтных ситуаций навык. Его школьнику следует попробовать освоить в первую очередь. Как минимум – при помощи правильного дыхания в стрессовой ситуации: медленные и глубокие вдохи на три счета, медленные выдохи на пять. Объясните ребенку, что таким образом он сможет держать свои эмоции под контролем и не допустить развития конфликта.
Метод №2: переговоры
Обязательно объясните вашему школьнику, что попытка договориться – наилучший вариант выхода из конфликтной ситуации. Мирный путь – всегда предпочтительнее оскорблений или, того хуже, драки или потасовки. Помогите выучить несколько универсальных фраз для таких случаев, например: «Мне жаль, что так произошло», «Я неправильно выразился», «Я неверно тебя понял» и т.д.
Метод №3: компромисс
Не всегда нужно и важно оказаться правым и доказать свое превосходство, поэтому если конфликт случился, одним из самых распространенных способов его урегулирования является компромисс. Компромиссы бывают добровольные и вынужденные. В первом случае участники конфликта сами готовы чем-то поступиться. Во втором – соглашаются пойти на компромисс по причине отсутствия других перспектив.
Метод №4: сотрудничество
Объединяет в себе черты метода переговоров и компромисса. Его суть – согласие на взаимовыгодное взаимодействие. Можно также обсудить взаимные уступки.
Метод №5: посредничество
Подразумевается привлечение третьего лица для разрешения конфликта или спорной ситуации. Например, учителя, родителя, старших братьев или сестер, друга – обычно это кто-то авторитетный. Помогает сторонам конфликта взглянуть на проблему объективно, контролирует, в случае необходимости, их поведение. Помогает прийти к общему мнению.
Метод №6: техника «Я-сообщение»
Как применить эту технику: одна сторона называет факт, который ее не устраивает. Затем называет свое чувство («Я злюсь», «Я переживаю» и т.д.). Затем озвучивает свое желание – чего бы хотелось получить в результате разрешения ситуации. То есть обвинения заменяются описанием своих чувств, плюс добавляется вариант решения. В случае необходимости то же самое проделывает вторая сторона.
Метод №7: техника «Активное слушание»
Здесь нужно уточнить, какие претензии у второй стороны, что она имеет в виду, попросить уточнить все детали. Потом желательно повторить то, что сказал оппонент: «Правильно ли я понял…?» Затем необходимо назвать чувства, которые испытывает вторая сторона («Я понимаю, ты злишься» и т.п.). И, конечно, подвести итог разговора. Довольно часто умение внимательно выслушать того, с кем случился конфликт, на 50% помогает его разрешить.
Метод №8: техника открытых вопросов
Помогает выявить суть проблемы и отношение к ней второй стороны, которой необходимо задать как можно больше вопросов – главное, избегать вопроса «Почему?» (потому что они могут звучать обвинительно) и частицы «не» (чтобы собеседник не смог уйти в отрицание).
Попробуйте со своими школьниками для начала освоить эти 8 методов преодоления конфликта, потом можно будет расширить «инструментарий». И приучите ребенка не бояться конфликтов, а воспринимать их как очередную задачу, которую просто надо решить.