Найти тему
MotoLife

Во, блин! Воблинг!

Сегодня поговорим об интересном явлении, которое вызывает непроизвольное откладывание кирпичей у множества мотоциклистов. И неудивительно, поскольку воблинг часто, очень часто приводит к серьезным последствиям.

Привет. Каждый мотоциклист, который сталкивался с "расколбасом" - этакий собирательный термин для шиммига, воблинга и тэнк-слеппера - точно не хочет повторят этот опыт. Попробуем кратко сформулировать причины появления этого эффекта, как избежать его появления и что делать, если это случилось.

Важное замечание! Я не позиционирую себя как всезнающего, невероятно опытного мотоциклиста. Поэтому если вы найдете в тексте неточности или ошибки - вы можете конструктивно(!) изложить это в комментариях или написать мне в личные сообщения. Я благодарен всем, кто делится своим опытом и знаниями со мной и с другими читателями.

Для начала поясню, почему в дальнейшем я буду говорить только об одной стадии "расколбаса" - о воблинге. Да, все верно, по сути, все три слова - шимми, воблинг и тэнк-слэппер - это одно и то же явление, только разной степени запущенности.

Шимминг - это легкое, быстрое колыхание руля из стороны в сторону, которое быстро быстро затухает и само по себе не представляет опасности.

Воблинг - это явление, при котором руль колбасит из стороны в сторону по максимально возможной амплитуде. Собственно, именно его подразумевают, когда говорять о "расколбасе". Он может как угаснуть, так и перейти в следующую стадию.

Тэнк-слеппер - это крестовый "расколбас", когда воблинг переходит на весь #мотоцикл и он пытается сложиться пополам. Руль при этом почти всегда срывает ограничители и лупит по баку. Здесь говорить не о чем, остается только молиться.

Так что дальше речь пойдет только об одной стадии - о воблинге. Возникает он в ситуации, когда разгружается переднее колесо. Например после наезда на кочку или при выходе из вилли. Дело в том, что при этом руль может слегка повести в сторону, а в момент, когда сцепление с дорогой восстанавливается, гироскопический эффект возвращает колесо обратно. Но при достаточно сильном отклонении и высокой скорости руль не просто возвращается в прямое положение, его поворачивает дальше и ситуация повторяется.

Чаще воблинг возникает на мотоциклах с коротким трейлом...

И тут я понял, что трейл - это отдельная тема. Её я подробно коснусь в материале о трейл-брейкинге.

Если проще, воблинг чаще возникает на мотоциклах с короткой и прямой рулевой системой - спорт-байках (и псевдоспортах), нейкедах, дорожниках и так далее. Поймать воблинг на мотоцикле с длинной вилкой, установленной под большим углом (круизёре или чоппере), значительно сложнее. Хотя и такое случается.

Фото из открытого источника "Яндекс Картинки"
Фото из открытого источника "Яндекс Картинки"

Теперь несколько слов о том, что делать, чтобы этот самый "расколбас" не испытать на себе. Не гоняйте и не ускоряйтесь, как будто вы участник Moto GP. Да, вот так просто. В принципе, это всё, что конкретно вы можете сделать, чтобы максимально снизить вероятность воблинга. Вы же не можете повлиять на качество дорог, правда? Здесь еще можно написать, что не нужно делать вилли (на ДОПах, конечно; на площадке или на треке - сколько хотите), но я надеюсь, что большая часть моих читателей - люди адекватные и без меня это понимают.

Ну и в завершение, о том, что же делать, если ты все-таки "поймал" воблинг.

Не боритесь с рулем, расслабьте руки, держите мотоцикл ногами (вообще-то, так надо делать на протяжении всей поездки), иначе колебания передадутся через тело дальше по мотоциклу и привет, тэнк-слеппер. Если воблинг возник вследствие ускорения, верните, как было - чуть-чуть прикройте газ. Чуть-чуть! Не надо закрывать его полностью. Если это это случилось в следствие наезда на неровность - просто ничего не делайте, если в не вцепляетесь в руль и не делаете резких движений, мотоцикл стабилизируется самостоятельно.

На этом всё. Ровных дорог!