Первая мировая война началась 1 августа 1914 года, однако первые выстрелы прозвучали за месяц до этого: 28 июня в Сараево были убиты наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Фердинанд и его супруга герцогиня София Гогенберг. За этим событием последовал «июльский кризис», превративший цветущий континент в поле боя.
За шесть лет до описываемых событий произошла аннексия Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией. Это резко обострило националистические настроения в регионе. Словно грибы после дождя тут и там стали возникать тайные организации. Членом одной из таких организаций был студент Богдан Жераич, пытавшийся 15 июня 1910 года убить генерал-губернатора Боснии и Герцеговины Марьяна Варешанина, но при теракте погибший сам.
С Богданом Жераичем дружил Гаврило Принцип. На могиле погибшего товарища он поклялся отомстить за гибель друга. Вскоре было принято решение убить Франца Фердинанда – наследника австро-венгерского престола. Он как раз должен был приехать в Сараево на армейские учения, посвященные годовщине битвы на Косовом поле в 1389 году, положившей начало завоевания османами балканских народов. Боснийцы военные учения захватчиков считали пощечиной всему народу.
28 июня эрцгерцог Франц Фердинанд с супругой прибыли в Сараево. Здесь их ожидал торжественный прием в городской ратуше. Вся местная элита собралась там, чтобы лично приветствовать будущего императора. Кортеж из шести автомобилей медленно следовал по городским улицам. Восторженная толпа кричит «Да здравствует!» и забрасывает монаршью чету букетами цветов.
В одном из букетов оказывается бомба. Это смешавшийся с толпой боевик боснийской националистической организации «Черная рука» Неделько Чабринович метнул адскую машинку в эрцгерцога. Бомба упала под колеса третьего автомобиля кортежа. Эрцгерцог с супругой ехали во втором.
Осколки бомбы ранили двоих пассажиров и с десяток зевак. Террорист принял заранее припасенный яд, но тот не подействовал. Тогда Чабринович бросился к реке, перемахнул через ограду, но был схвачен.
Чуть ранее, за пару кварталов до этого места дежурил еще один бомбометатель – тоже боец «Черной руки» Мухаммед Мехмедбашич. Но он попросту испугался, растерялся и не успел швырнуть боезаряд в машину Франца Фердинанда.
А что эрцгерцог? Поговаривают, он сказал, что такой пустяк не может и не должен нарушать его планов, поэтому приказал водителю держать путь ратуше. Да побыстрее! Правда, после приема и всех связанных с этим мероприятий, эрцгерцог приказал отвезти его в госпиталь, чтобы навестить раненых в результате несостоявшегося покушения на него. Там-то кортеж высокопоставленной особы заприметил Гаврило Принцип, разработавший план утреннего бомбометания и придумавший замаскировать взрывчатку в букете цветов.
Не раздумывая и ни секунды не сомневаясь в собственной правоте, Гаврило Принцип подбежал к автомобилю эрцгерцога и с полутора метров произвел несколько выстрелов в наследника престола и его супругу. Убедившись, что дело сделано, террорист попытался застрелиться сам, но был обезоружен и передан властям.
На допросах Гаврило Принцип показал себя не слишком принципиальным человеком и быстро сдал всех заговорщиков. Что интересно, несколько членов тайной организации, помогавших Принципу и Чабриновичу, были казнены. В то время как сами участники покушения на эрцгерцога по австро-венгерским законам считались несовершеннолетними (им было по 19 лет), потому получили по 20 лет тюрьмы. Правда, отсидеть от звонка до звонка ни Принципу, ни Чабриновичу не удалось – оба в скором времени умерли в тюрьме от туберкулеза.
Между тем, дядя эрцгерцога – Австро-Венгерский монарх Франц Иосиф – заявил, что за терактом стоят сербы. Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, где потребовала допустить на территорию страны следователей. Сербия ультиматум отклонила, и Франц Иосиф объявил балканскому государству войну. А дальше одна за другой и другие европейские страны потихоньку подтянулись. Так началась Первая мировая, которая за четыре года унесла более 25 миллионов жизней.