Где ваша борьба, а борьба где, вы боретесь?
Вот и продолжим то, что начали в 1 части - разбирать.
У борьбы в нашем понимании самообороны две задачи:
1. Перевод противника на землю во время схватки для доработки, или для выигрыша тактической ситуации (сбить одного противника под ноги другому) – когда вы атакуете, то делает бросок для этого.
2. Перевод на землю в процессе срыва захвата или своего падения, или перевода противника на землю, когда защищаетесь от его атаки – противник атакует и пытается делать бросок, вы контратакуете.
Поэтому стратегия борьбы в С.П.А.С. имеет вид:
- антиборьба – прерывание входа противника с возможной доработкой его на земле,
- опрокидывание – завершение ударной комбинации и сразу доработка противника после его падения.
То есть, мы ловим противника на его попытке захвата, проведения борцовского приема и попытки войти с ударами и всегда мы заканчиваем наши технические действия элементами опрокидывания, с последующей доработкой противника на земле.
Сосредоточимся на общем понимании перевода противника на землю и определим основные действия:
1. опрокидывание рывком за одежду
2. опрокидывание подножкой, выбиванием опоры у противника
3. опрокидывание силой (переносом веса тела противника)
В нашей системе мы за основу взяли 1 и 2 пункты, а 3 пункт рассматриваем, как связующий.
Рывком и подножкой можно опрокидывать противника не меняя динамики ударов и оставаясь в стойке, а вот при работе силой – только хорошего уровня борец может остаться в стойке.
Броски мы делим на рывковые (используя одежду) и силовые, выполняемые за счет приложение силы для поднимания тела противника или его закручивания.
Рывковым броском можно назвать рывок за рукав куртки с одновременным выбиванием опорной ноги. С учетом того, что любые атакующие действия противника включают инерционную массу исполнителя, находящегося в движении, наша задача эту массу и использовать, закручивая, переводя противника на землю.
Броски делятся на 2 категории: в одиночном бою, в групповом бою.
Если для одиночного боя, подходят любые техники самбо, дзюдо, джиу-джитсу, вольной и классической борьбы, то в условиях наличия нескольких противников будет необходимо, чтобы присутствовали параметры:
- Динамика толчка – удар рукой, толчок любой частью тела для выбивания баланса, лишения устойчивости противника.
- Кратковременный захват, контакт с телом противника, чтобы не допустить залипания и создания «паузы».
- Плотность ударных действий переходящих в захваты и рывки без смены динамики: удар-бросок.
Это все идеализировано и поэтому пойдем дальше.
Выход на опрокидывание мы делает только после обязательного ударного подавления противника, т.е. сначала много бьем – потом валяем.
Главный принцип «естественности» - удары руками и ногами сами определяют момент проведения опрокидывания, не специальные действия, а естественно созданные ситуацией.
Т.к. основные цели в бою две: нанесения поражение в стойке или доработка на земле, то алгоритм понятен – бьем и, если противник не упал сразу, переходим на его опрокидывание.
Тактическая схема ведения схватки имеет вид:
1. подавление действий противника своими ударами,
2. переход в клинч и удары в клинче: в захвате одной рукой,
3. если противник продолжает сопротивление, но потерял устойчивость:
- завален корпус вперед или прогиб в пояснице (наклон назад)
- расслаблены ноги или большой вынос левой или правой ноги вперед или назад
- ноги расположены близко относительно друг друга, колени согнуты в обеих ногах
- взят плотный захват за одежду, противник допустил ошибки и дает работать (выше перечисленные пункты присутствуют) – проводится опрокидывание или бросок.
Разделим на две задачи:
1. перевод противника на землю во время схватки для доработки, или выигрывая тактическую ситуацию (сбить одного противника под ноги другому) – вы атакуете и делает бросок
2. перевод на землю в процессе срыва захвата, или своего падения или сваливая противника защищаясь от его ударной атаки – противник атакует и пытается делать бросок
Нельзя забывать!
Основная цель С.П.А.С. – это нанесение поражения противнику в стойке – не доводить до падения на землю, т.к.:
- противник может быть не один,
- теряешь контроль обстановки (что недопустимо при наличии спутника) и силы,
- противник может быть тяжелее и физически сильнее,
- при падении можно потерять функциональность (травмироваться).
Но отрицать возможность падения нельзя, иначе становишься уязвимым – стремясь не упасть, обязательно упадешь!
Поэтому нужно нарабатывать схемы перевода противника на землю, в контролируемом ключе:
- падение на противника локтями и коленями, на его конечности – основной параметр (падение на шею, голову, грудную клетку, паховую зону, предплечья и кисти рук, голеностоп и щиколотку),
- изменение анатомического падения противника путем удержания его за конечность или одежду, достигая тем самым травмирующего эффекта при его падении о землю.
Доработка противника на земле в С.П.А.С. имеет вид четкой и структурированной схемы и используя принцип «поршня»:
- Упав на противника локтями, идет отталкивание от его тела снова локтями.
- Далее при убирании локтей от тела выносится колено вверх и проводится падение коленом сверху вниз.
- После колена снова идет падение локтями и схема повторяется.
Выход на опрокидывание мы делает только после обязательного ударного подавления противника, т.е. сначала много бьем – потом валяем.
Самым сложным остается накатка травмирования с помощью борьбы.
Отработка сия сложная и потому перечислю пару пунктов:
- обучение придерживаю в процессе бросков, для формирования травматичного падения противника на поверхность,
- обучение броскам на предметы (лапы, перчатки, мягкие маты и др. спорт снаряды в тренировках), броски на стены и т.д.
- накатка бросков и опрокидывания в реальных условиях внешних условиях, зимой в снегу, в коридоре, на лестнице.
Само собой, борьба приветствуется и я считаю, что наличие навыков борьбы - это нужный параметр для бойца, но во всем важен баланс.
Тренируйтесь грамотно!
Если Вам понравилось — вступайте в нашу группу и следите за новостями!
Понравилось, ставьте палец ВВЕРХ, а нас ждет много еще чего интересного!
Автор, руководитель Клуба S.P.A.S . — Воюшин Константин