Найти в Дзене
Александр Зенкин

ГЕНИЙ ЭТО, МОЖЕТ, ВЫ? ИЛИ НЕТ? НЕ СКРОМНИЧАЙТЕ! ПОГОВОРИМ О ГЕНИАЛЬНОСТИ…

СТАТЬЯ -25

Странно, что это произведение не так часто снимали, это вам не жалкий И. Булгаков со своим Мастером...
Странно, что это произведение не так часто снимали, это вам не жалкий И. Булгаков со своим Мастером...

В предыдущей статье я говорил о гениальности женщин, но вернёмся к гениальным творцам пера, продолжим эту непростую тему, развёрнутую в статьях 22-й и 23-й (Запускаю сейчас статьи чаще и оптом, надо ехать отдыхать, посмотрю, как работают алгоритмы Дзена, очень интересно!).

Вот что хотелось бы тут сказать. Каждое государство очень хочет, чтобы только у него, в его истории было как можно больше гениальных творцов. Возьмем Францию, у них там все литераторы XIX века, известные на весь мир, наверное, числятся гениальными, по крайнем мере, величайшими (но это совсем не так, и даже совершенно не так!). А их этот век дал ох как много, как и величайших импрессионистов-художников! В. Гюго и О. Бальзак, Стендаль и Г. Флобер, Э. Золя и Г. Мопассан, А. Дюма и Ж.. Верн и так далее. Думаю, все вы их знаете. А какие поэты! П. Верлен и П. Валери. Какие глубокие мысли, если их почитать.

Я в детстве просто зачитывался сначала Ж. Верном и А. Дюма-отцом, потом В. Гюго и О. Бальзаком, Стендалем. Язык Бальзака поражал меня. Такие описания! «Блеск и нищета куртизанок»… жуткая смерть героев, при этом выясняется, что Эстер по фамилии вовсе не Богсек, а Гобсек, то есть наследница самого богача Гобсека. А знаменитый романчик «Шагреневая кожа»! Ещё тот — предвидение для автора…

Но теперь я беру томик Бальзака — я уж не говорю про его роман «Крестьяне» — такая мутотень! — я не могу его читать, я имею в виду не только этот роман данного автора.... Его книги исключительно для молодёжи! Я пробую читать А. Дюма, его блистательных «Трёх мушкетёров». Я их в юности перечитывал раз пять! И вдруг ловлю себя на том, что я возмущён страшно сюжетом! Эти мушкетёры с лёгкостью всюду убивают беззаконно людей иль серьёзно их ранят, и при этом весь смысл романа в том, что они преследуют женщину, пусть не очень хорошую (кто из нас хороший и не злой?..), и казнят её посредством профессионального палача и якобы закона… Это что, насмешка?.. У автора есть мозги?..

Не скрою, мой любимый писатель Ф. М. Достоевский. Особенно я восхищаюсь, конечно, «Братьями Карамазовыми». Их я читал много раз и порою снова перечитываю. Вот реализм! Вот люди и жизнь! Вот символизм подлинный. Это символ приближающейся и формирующейся революционной эпохи. Один, старший, очень ненавидит отца и жаждет его смерти: «Кто же не хочет смерти отца?.. а?..), ибо нужны деньги. Другой, грамотей, учит других истине жизни, в результате лакей выучивается и убивает своего… отца…

С обликом Алёши Карамазова чуть посложнее, но это связано явно со смертью маленького сына Достоевского Алёши, умершего в три годика от падучей… оказывается, падучая отца повлияла наследственно, но как-то очень странно и почти мистически! Ведь в действительности Достоевский родился вполне здоровым, иначе он не смог бы поступить в военное училище и тем более его закончить! Как так получилось? Первый припадок Достоевского случился с ним в молодости, когда… впрочем, больные эпилепсией никогда точно не помнят, когда с ним случился первый припадок… Тут много всяких версий. Якобы шли по улице Петербурга, а там похоронная процессия… и вдруг Достоевский стал биться… Но оставим это. Всё это есть в моём романе «Проклятие гениев», в его центральной части «Наказание и преступление»…

Вернёмся к теме (кстати, в этом году исполняется 200 лет со дня рождения Достоевского, поэтому я буду говорить о нем особенно много), что-то я отступил. Так вот, из всех этих величайших писателей и поэтов Франции XIX века я бы — да и то условно — назвал гениями лишь В. Гюго и О. Бальзака, поскольку они учат, как надо писать, всех литераторов, точнее юношей, которые вдруг в молодости восхотели стать писателями (о странной такой страсти юности я выскажусь ещё очень-очень серьезно!). Я тоже очень многому учился у них. При этом В. Гюго считается представителем романтизма, что совершенно верно, а Бальзак критическим реалистом, хотя в реализме Бальзака преобладает всё тот же романтизм и сам он мечтал лишь об одном, — стать очень богатым — какой это критический реализм, это критическое лицемерие! Вообще в реализме всей европейской литературы больше преобладает именно романтизм, ведь все они писали, по сути, для развлечения читателя и трафили прежде всего среднему обывателю и знати… Кто-то скажет, что допустим, Ч. Диккенс реалист? Ха-ха!

Но пока хватит, оставляю вас снова в глубочайшем раздумии, продолжим в следующий раз. Как всегда очень жду вашего мнения. Итак, если вам понравился данный материал, пожалуйста, оставьте свой гениальный комментарий, а ещё лучше, подпишитесь на мой гениальный канал! Приобщитесь к гениям!