Найти тему
Екатерина Гончарова

Как учить детей обращаться с деньгами

Кто-то скажет, что дети и финансы несовместимы. Что тема денег – совсем не детская и наших чад нужно до последнего «уберегать» от этой темы. Я же считаю, чем раньше начнут родители поднимать с детьми вопросы финансовой грамотности, тем проще и лучше сложатся у деток отношения с деньгами по жизни.

В моей книге есть даже целая глава, посвященная этому вопросу. Приведу для вас отрывок:

– У тебя есть дети?

– Да, один. Он уже в школу ходит, правда в начальную пока.

– Ты уже говорила с ним о финансах?

– Катя, ему 9 лет, какие финансы? Единственное, что его интересует, это машинки и все то, что рекламируют по телевизору в перерывах между мультиками.

– Это потому, что ты уже как минимум на 4 года опоздала с этим разговором.

– В смысле?

– С детьми надо начинать обсуждать тему денег примерно с 4-5 лет. Неужели он тебя никогда не спрашивал что-то вроде «мама, почему у Саши есть супер-крутая установка для виртуальных стрелялок, а у нас нет?» или, например, «почему у Кузнецовых квартира больше нашей»?

– Спрашивал, много подобного спрашивал.

– А ты ему объясняла? Именно так и закладывается понимание ребенком темы денег. Или ты думала, надо дождаться, когда он в институт пойдет, а там уже как-то сам разберется?

– Была такая надежда. Я не знаю, как разговаривать с детьми о финансах, я сама ничего не знаю о них.

– Все нормально, ты не первая. На самом деле, я бы назвала это проблемой поколения. Мы совершенно ничего не учили о финансах в детстве, как же мы можем научить этому своих детей? А очень просто – личным примером. Нужно играть с ними и не лениться развернуто отвечать на любой вопрос. Ребенок уж точно задаст их и не мало.

– С чего же начать?

– Пока ребенок еще маленький (4-5 лет), он может не почувствовать разницу между 10 руб. и 10.000 руб., но ты можешь объяснить ему суть денег. Можешь рассказать, как деньги появляются в семье и как вы с папой ими распоряжаетесь. Обязательно привлекай ребенка к составлению своего или семейного ЛФП, попроси помочь расплатиться в магазине или покажи, как работает банкомат.

– Поняла. Так ты хочешь сказать, что на все эти «мам, купиии» есть правильные ответы?

– Конечно. В конце этой книги я дарю тебе топ-15 вопросов про детей и деньги. Посмотришь все сама.

– Вау, спасибо!

– А вообще, всегда следи за тем, что ты говоришь ребенку или при ребенке. Он усваивает эту информацию даже неосознанно, потому что модель поведения родителей для него (в раннем возрасте) самая верная.

На моем онлайн-курсе «Мышление инвестора» мы отдельно берем эту тему и работаем над верным пониманием вопроса сначала взрослыми, чтобы можно было воспитывать в детях правильный взгляд на деньги и пути их заработка.

Поверь, каждый такой вопрос можно обратить на пользу ребенку. Почему, ты думаешь, так важно отвечать на них?

– Потому что он подумает, что у нас нет денег и будет жить с мыслью, будто на всем надо экономить, превратится в скрягу, а потом к нему на Рождество придут 3 призрака?

– Эм… И такое может быть, так что не пропускай мимо ушей то, что говорит малыш. Дело в том, что дети все равно получат ответы на них, только найдут они их вне семьи, среди своих сверстников, которые также могут ничего толком и не знать о деньгах. Поэтому с самого раннего детства обучай ребенка финансовой грамотности.

– Скажи, правильно ли начинать с того, чтобы давать ребенку реальные деньги? Ну там, в копилку класть или на завтраки?

– Да, детям нужно давать реальные деньги. Но в определенных случаях и после некоторой подготовки.

– Подготовки?

– В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги служат неким эквивалентом обмена, что на деньги можно что-то приобрести. Слово «купить» иногда здесь даже не звучит. При этом дети иногда не понимают каким образом деньги появляются в карманах у родителей. В таком случае, можно объяснить понятие «бартер» и с этого начать финансовое образование своего чада.

Еще больше полезных советов по «детской» теме (и не только по детской ;)) вы можете найти в моей книге. А если вы хотите углубиться именно в детскую тему и одной главы вам будет мало, то вот тут и тут мой эфир на тему «Дети и деньги» в двух частях.

- Моему сыну всего 10, ему еще рано про деньги... - Да ладно? Ему уже поздно :))))
- Моему сыну всего 10, ему еще рано про деньги... - Да ладно? Ему уже поздно :))))

А для «ленивок», кто не хочет ничего дополнительно изучать, главные выводы по тому, как учить детей обращаться с деньгами:

  • Начинайте первые разговоры с ребенком о финансах с 4-5 лет. Расскажите, откуда берутся деньги, как вы работаете с женой/мужем, как составляете ЛФП (еще не составляете?! Тогда срочно читайте эту статью (ссылка)). Можно углубиться в историю денег, рассказать о бартере.
  • Дайте малышу почувствовать деньги – попросите его помочь расплатиться в магазине, покажите, как работает банкомат.
  • Обязательно называйте вещи своими именами! Банкомат – это банкомат, а не «волшебный железный ящик».
  • Приведите конкретные примеры ценообразования – разложите разные предметы (лучше на примерах игрушек) и напишите к каждому цену, расскажите, из чего складывается та или иная цена. Повесьте высокий ценник на какую-нибудь сложную и красивую игрушку и низкий на совсем простую – так ребенок сможет понять, почему иногда что-то нельзя себе позволить, а что-то можно.
  • Объясните ребенку разницу между «потребностями» (то, без чего мы не можем жить) и «желаниями» (приятные «хотелки»). Прямо пройдитесь по квартире, покажите воду, газ, электричество, расскажите про налоги на квартиру.
  • Когда ребенок в очередной раз в магазине зальется «хочууууу», предложите ему купить на все деньги сладости и игрушки, а потом спросите у него: «что мы будем есть завтра?». Постарайтесь вытащить из него установки, с которыми потом можно будет поработать.
  • Детям постарше, в 6-7 лет уже рассказываем про различный номинал купюр: бумажка одна, но они несут разную информацию (100 руб., 1.000 руб., 100$, 10$ и др.), различные условные обозначения делают купюру дороже или дешевле относительно других «бумажек», чем больше число на ней написано – тем больше она стоит. Так ребенок сможет осознать стоимость денег.
  • Ну и уже с 9-10 лет можно привлекать ребенка к составлению собственного ЛФП. Допустим, ваше чадо хочет какую-то крутую игрушку. Посмотрите вместе, сколько она стоит, сравните цены в разных магазинах, на разных сайтах (тем самым вы научите его изучать предложение, а не «хватать» первое попавшееся), расскажите, почему один и тот же предмет может быть где-то дороже или дешевле. Подумайте, может ли ребенок заработать? Как-то монетизировать свое хобби, или, например, вы можете часть своей домашней работы «переложить» на ребенка, но при этом сделать свой домашний «прейскурант» на разные виды работ. Чтобы ребенок мог выбирать, что и сколько ему сделать, и таким образом планировать свой «заработок» и сроки достижения своей личной финансовой цели.