Найти тему
Светлана Дьяконова

Песни 60-х годов в новом исполнении

Оглавление

Здравствуйте! Занятие ведёт Михаил Акимов.

Раньше было лучше не потому, что лучше, а потому, что раньше.

Понятно, что песне это необходимо: быть исполненной певцами нового поколения. В этом условие её жизнеспособности, иначе она навсегда останется в годах своей популярности и постепенно забудется и исчезнет.

Реакция людей на новое исполнение разная, но чаще негативная: э-э, не то! Вот раньше певцы были – теперь таких нет!

А что, правда – нет? Лично я думаю иначе. Развивается и совершенствуется всё, в том числе, и вокальное мастерство. Кроме того, улучшился звук, появились новые инструменты, способы подачи материала…

Так чем же недовольны любители музыки старшего поколения? Только одним: нынешние поют не так, как пел Магомаев, Мулерман, Ободзинский и т.д. Современное исполнение звучит по-другому и не даёт возможности вернуться в свои годы и поностальгировать.

Впрочем, давайте перейдём к конкретике.

Марк Тишман и Зара.
Марк Тишман и Зара.

Лунная серенада

В 60-е её пел Муслим Магомаев. Да так – что мурашки по коже! Сильный и красивый голос Муслима, замечательная музыка Александра Зацепина, впечатляющий текст О. Гаджикасимова – всё это помогло песне стать поистине легендарной. Собственно, можно даже подумать: вот он и есть идеал, ничего тут менять не надо, нужно, чтобы современные певцы копировали это по мере своих вокальных возможностей.

Если придерживаться этой точки зрения, то Марк Тишман и Зара (Зарифа Пашаевна Мгоян) на юбилейном концерте Александра Зацепина сотворили чистое хулиганство: разделили куплеты на женскую, мужскую и совместную часть. Да ещё и поют совсем в иной манере: не пронзительно и мощно, а мягко. Так я думал поначалу (особенно не понравилось «Если б ты сквозь ночей тишину…»). Но стал слушать дальше и решил, что это вполне возможное альтернативное толкование песни. Не вечное, а промежуточное – до нового исполнителя.

Марк Тишман и Зара – «Лунная серенада»

Восточная песня

Эх, сколько девчонок под эту песню перетанцовано! Сосчитать невозможно. Исполнение? Ну, что тут неясного: Ободзинский, Ободзинский и ещё раз только он! Но вот я стал слушать песню в исполнении Band ODESSA… Да уж, если предыдущее исполнение я назвал хулиганством, то здесь тем более! Ведь что такое Band ODESSA? Это эй-оп! Начинай скакать!

Правда, звук понравился сразу. А когда они начали петь на голоса – я сдался и решил, что это – хорошо! И последняя мысль, самая крамольная: под это исполнение там, в 60-е на хо-о-рошей вечеринке с хо-о-рошими девчоночками я бы без всяких проблем танцевал медляк и в некоторых местах подпевал бы – всё, как тогда.

Band ODESSA – «Восточная песня»

Ты не печалься

В 60-е её пели Майя Кристалинская и Владимир Трошин. Мне нравились оба исполнения. Конкуренции-то, по сути, не было: мужской и женский вариант, то есть, каждый из них в своей категории.

На мой взгляд, группа «Фабрика» никаких революционных изменений в исполнение не внесла: они поют в манере Майи, только добавили многоголосье, что, конечно, слушается очень выигрышно. Словом, по-моему, очень достойный вариант, способный примирить с собой и тех, кто любит песню в исполнении Трошина и Кристалинской.

Фабрика – «Ты не печалься»

Непонятная любовь

«В мае всё случается, сердце молча мается», - с симпатичным болгарским акцентом пел Борис Гуджунов. Доходило до того, что мы, когда пели эту песню во дворе под гитару, старались копировать его акцент! Без него звучало как-то неправильно.

Борис Гуджунов vs Лариса Долина. Не думаю, что это какое-то принципиальное противостояние. Песня лёгкая, практически шуточная, то есть, допускает любое исполнение. А Борис Гуджунов отнюдь не тот вокалист, который бы своим потрясающим голосом приговорил песню только к его исполнению. Да и Лариса Долина вовсе не та, что попала в эстраду благодаря каким-то левым обстоятельствам: талант певицы и профессионализм общеизвестны. Так что, думаю, к этой замене все отнесутся нейтрально.

Лариса Долина – «Непонятная любовь»

Ноктюрн

Ну, ведь с вокальным квартетом «Аккорд»-то, по крайней мере, всё ясно? Лучше не было и не будет!

Тоже не спешил бы так утверждать. Любил и продолжаю любить многие их песни. «Аккорд» - очень хороши. Но в чём их прелесть? Главным образом, в удивительной сочетаемости голосов и культуре исполнения. Не сказал, бы что эти факторы не могут реализоваться в другом составе. Ладно, конкретнее.

Песня «Ноктюрн» имела второе, полуофициальное название «Ноктюрн «Рига». Парадокс! Хотя она и действительно была написана с латышским текстом Юриса Брежгиса, но в Латвии она была отторгнута за «слишком славянскую мелодию» композитора Александра Кублинского. В Латвии её исполнять перестали ввиду явной непопулярности, тогда Григорий Горский написал русский текст, и квартет «Аккорд» её прославил.

А ВИА «Татьяна» уже в наши дни… Стоп! У квартета «Аккорд» состав смешанный, а в ВИА «Татьяна» только девушки… А, ничего. Смешанный квартет «Аккорд» начинал как женский квартет «Улыбка» и в таком составе записал знаменитую песню «Пять минут» для фильма «Карнавальная ночь». Так что сравнение вполне сопоставимо.

ВИА «Татьяна» - «Ноктюрн»

Ну, что же, пора подводить итоги. Но прежде – споём сами. «Восточную песню». В своём собственном варианте.

«Восточная песня» (караоке)

(Давид Тухманов, О. Гаджикасимов)

Заключение

Конечно же, я не призываю вас думать так, как я. Просто изложил свою позицию по вопросу. Вероятно, кто-то согласится со мной, для кого-то это неприемлемо… Всё правильно. Музыка напрямую говорит с нашими душами, а струны души, как и гитарные струны, у каждого звучат по-своему. И не нужно их насильно подгонять под чьё-то чужое звучание. Пусть они будут оригинальными, свойственными только вам!

До новых встреч! Всем – хорошего настроения.