Найти тему
Принцип «души»

Глупость или измена?

Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи, К.В. Лебедев
Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи, К.В. Лебедев

В России повторяется идеологическая ситуация 80-х годов ХХ века: клятвы и лозунги – об одном, жизнь – о другом. Как итог – смерть государства.

И теперь патриотизм и духовность проповедуются риторами, чей обиход противен аскетическим нормам, и проповедуются они для народа, который за официозом следовать не склонен: «Мели, Емеля, твоя неделя!»

И пропагандисты, поощряя политиков, говорят и говорят со вздернутыми тревогой лицами, будто актеры в третьесортных боевиках, об угрозах отовсюду для преемственной стабильности, о «русском мире» с его консервативными и традиционными радостями, – чего днем с огнем не во всяком монастыре сыскать.

У власти и пропагандистов странные игры со вкусами и смекалкой людей, проживающих в России и ближнем зарубежье. Чиновникам будто кажется, что народные массы внемлют их охранительным речитативам, – при этом люди и вверху, и внизу предпочитают (по возможности) не отечественные гаджеты и автомобили, одежду и курорты, музыку и фильмы, вступают в отношения вне брака и протестуют, редко бывают в церкви и наряду с государственной опекой хотят свобод и самовыражения.

Сколько эта игра в то, чего нет и (почти) никому не нужно, продлится?

Для многих и многих граждан России и для большинства жителей ближнего зарубежья «русские» (чиновничьи) стабильность и духовность означают богатство нуворишей, нищету нищих, всевластие бюрократии, пустословие пастырей и (экономически, социально и идеологически) бессильные претензии на лидерство.

Отсюда – наши внутренние и внешние тупики и провалы. Намеренно или по недомыслию?

Требуя духовности и патриотизма – получаешь цинизм и эмиграцию; требуя автократии – получаешь произвол и анархию; требуя покорности – получаешь бунт.

Помогая каждому своевольно искать себя и становиться собой, – получаешь необходимое: совпавший с личным благом патриотизм, мощное государство (чтобы свободе не мешали экстремисты) и лояльность граждан «искренней» власти.

Это азы психологии и эффективной пропаганды в информационную (да и любую другую) эпоху.

Наша национальная идея, цель государства – создание предпосылок для воплощения каждым гражданином России чаяний своей души: возвышенных и меркантильных, творческих и бытовых, персональных и соборных, – неописуемых в их многообразии.

Тогда, с восприятием властью нашей национальной идеи, русский мир перестанет быть пугающим симулякром, тогда он и наполнится содержанием, патриотическим и свободным, конкурентным и увлекательным, – ради чего пропагандистов и чиновников стоило бы переучить.

Впервые опубликовано в Telegram-канале «Новый Век».

Книга «Государство-образующая идея России» на сайте издательства.