Кто имеет право на льготные лекарства?
Перечень заболеваний , дающих право на льготные лекарственные препараты, регулирует постановление правительства РФ № 890. Диагноз может установить только лечащий врач.
Пенсионеры, участники ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, работники тыла и некоторые другие категории граждан могут покупать лекарства со скидкой в 50%. Полный список тех, кому полагается скидка, вы найдете в Приложении 2 данного постановления.
Вы убедились, что имеете право на получение льготного лекарства. Что дальше?
Вам нужно обратиться в поликлинику по месту жительства. Это может быть и частная клиника, если она принимает пациентов по ОМС. После приема нужно убедиться, что вас внесли в соответствующий регистр (Например, если у вас есть инвалидность — это регистр Пенсионного фонда). Необходимый рецепт вам могут выдать только после внесения в регистр. Следить за внесением можно на сайте Госуслуг, обычно это происходит в течение 5 рабочих дней.
Если у вас есть инвалидность — перед внесением в регистр важно убедиться, что вы не отказались от льгот в пользу денежной компенсации. Такое решение вы можете принять ежегодно до 1 октября. Если выбор был сделан в пользу денег — к сожалению, в этом году льготные лекарства получить не выйдет.
После попадания в регистр вы сможете получать льготные лекарства по ОМС на регулярной основе. Правда, для этого раз в два-три месяца придется получать у врача рецепт — об этом ниже.
Как получить рецепт?
Чтобы получить лекарство бесплатно, нужно получить рецепт, выписанный лечащим врачом на бланке формы № 148-1у-04 (л). Обратите внимание, что у рецепта есть длительность — иногда это 90 дней, иногда меньше. Если препарат вам назначили федеральном центре, право на его получение все равно придется подтвердить в поликлинике по месту жительства.
Что делать, если врач отказывается выписать нужное лекарство?
Иногда врач может сказать, что рецепт нельзя выписать из-за того, что лекарства нет в аптеках. Это незаконно — в таком случае вы можете обратиться к главврачу поликлиники, в свою страховую компанию или региональный минздрав. Жалобу в минздрав можно отправить на официальном сайте, либо заказным письмом с уведомлением, желательно с описью вложения. Жалобу можно изложить в свободной форме, но обязательно добавить к ней реквизиты получателя и отправителя, детальное описание ситуации, ваши требования (Например, провести проверку, связанную с действиями врача), опись прилагаемых документов, подпись и дату. Жалобу обязаны рассмотреть в течение 30 рабочих дней.
Врач не может выписать вам лекарство определенной торговой марки — в рецепте указывается только действующее вещество. Если вы считаете, что по медицинским показаниям вам нужен оригинальный препарат, а не дженерик — это должна подтвердить врачебная комиссия.
Куда идти с полученным рецептом?
В социальную аптеку. Список таких аптек можно найти на сайте регионального минздрава, либо уточнить у лечащего врача адрес ближайшей.
Если в аптеке нет нужного лекарства, рецепт обязаны принять на отсроченное обслуживание (то есть внести информацию о рецепте в специальный журнал, а на нем поставить печать аптеки). В таком случае лекарство должны выдать в течение 5-10 дней, либо 15 дней, если препарат назначила врачебная комиссия. Если сотрудник аптеки не принимает рецепт на отсроченное обслуживание и говорит, что просто позвонит вам, когда лекарство появится — это незаконно. Если договориться и защитить свои права не получается — вы можете пожаловаться в региональный минздрав, депздрав или отделение Росздравнадзора.
Если вы купили лекарство за свои деньги — их можно попытаться вернуть
Это возможно в том случае, если вам выдали рецепт, вы принесли его в аптеку, отдали на отсроченное обслуживание, но аптека вовремя не предоставила препарат. Обязательно сохраните чеки. С чеками и рецептом можно обратиться в региональный минздрав (либо Пенсионный фонд, если у вас есть инвалидность). Но, к сожалению, практика показывает, что в таком случае чаще всего приходится обращаться в суд. При этом судебная практика по таким делам обнадёживающая — судья часто встаёт на сторону пациента.