Найти тему
Про что кино?

Музыкальная пауза: саундтрек в спагетти-вестерне "Хороший, плохой, злой" (1966)

В одной из своих статей я разбирал культовый фильм Серджио Леоне "Хороший, плохой, злой", и речь мимоходом зашла о музыке Эннио Морриконе. И совсем скоро будет уже год, как не стало этого великого маэстро. Но, как говорилось в одном фильме, "музыка - вечна", вот и работы Морриконе также до сих пор волнуют умы и сердца миллионов зрителей и слушателей.

Самый известный трек из фильм это, само собой, заглавная тема, звучащая ещё в начальных фильмах. Кроме своего задорного мотива и запоминающейся мелодии здесь также представлены лейтмотивы всех трех героев. Один и тот же отрезок мелодии здесь аранжируется тремя разными инструментами - сопранной флейтой, окариной и, кхм, человеческим голосом, имитирующего вой койота. Каждый этот инструмент символизирует одного из героев - Хорошего, Плохого и Злого соответственна. По ходу фильма эти мотивы проигрываются в той или иной аранжировке в зависимости от того, кто на экране и что происходит по сюжету. Если события выходят благополучными для Плохого, то мы слышим зловещий гул окарины, а если Злому, то мы слышим человеческий вой. Кроме того, саундтрек отражает сюжет фильма - в один момент Хороший и Злой заключают сотрудничество, и звучит аранжировка их "голосовом", означающая союз персонажей.

В фильме отражены события Гражданской войны, и Морриконе достаточно интересно решил музыкальную тему этого конфликта. Здесь главным в партии является труба, которая, как правило, своим удалым звоном пробуждать в военных боевой дух, но композитор в своей работе посчитал иначе. В композиции инструмент играет грустные лиричные ноты, отражающие положение солдат - голод, нищета и смерть. Единственное чувство, которые способны вызвать персонажи в форме, это сочувствие.

Этот трек звучит в сцене, когда оголтелый Злой бегает по кладбищу в поисках нужной могилы, где зарыты сокровища. Достаточно информативное название композиции "Экстаз от золота" отлично передает смысл сцены - персонаж, предвкушающий скорую наживу, настолько теряет голову, что мир вокруг него буквально кружится без остановки. По заверениям экспертов, женский вокал здесь является символом золота.

Эта самая любимая музыкальная тема из фильма автора данных строк во многом потому, что сцена, в которой она звучит, не просто её дополняет, а задает необходимый темп. Постепенное развитие музыки сопровождается долгими и томительными кадрами, как все три героя медленно занимаются свои позиции для дуэли. Когда же ритм становится быстрее, то и кадр меняются один за другим, становясь всё более крупным - со среднего авторы перешли уже на сверхкрупный, делая акцент на взгляде героев. Подобное крещендо завершается очень хлестко и резко, словно ты вылетел с карусели. Подобный кульминационный накал жестко врезается в память, поэтому отдельные прослушивания данного трека автоматически воспроизводят в памяти кадры из фильма.

И ещё несколько композиций, заслуживающие внимания: