Это вопрос беспокоит не только устроителей и спонсоров престижных кинофестивалей, но и нас, обычных зрителей.
После награждения Оскароносных номинантов, в середине мая, грянул очередной скандал с кинопремией "Золотой глобус" HFPA - Голливудской ассоциации иностранной прессы. Том Круз вернул три награды, присуждённые ему HFPA, и его поступок, стал "вишенкой на торте", в череде, неоднократных обвинений ассоциации в коррупции, предвзятости жюри, расизме, сексизме, отсутствии инклюзивности, и непрофессионализме её членов.
Подобные заявления, уже давно звучат в прессе, из различных источников, и их результатом, стало бойкотирование мероприятий проводимых HFPA, такими "крупными китами" киноиндустрии как Netflix, Times up, GLAAD, пока "та не проведёт серьёзные внутренние реформы".
Ассоциация HFPA пообещала "исправиться", и в ближайшее время, провести внутренние реформы, набрать новых членов, а также внести значительные изменения в свою деятельность.
Однако их заверениям, не многие верят, по крайней мере, не надеются на скорый прогресс, и быстрые перемены. "Перемены подобного масштаба требуют времени и усилий, и мы глубоко убеждены, что HFPA для этого нужно время." прокомментировали NBC.
"Мы прекращаем любое взаимодействие с вашей организацией до тех пор, пока не будут введены более значимые изменения. Netflix и многие наши коллеги в творческой среде не могут игнорировать коллективную неспособность HFPA оперативно и решительно разобраться с этими крайне важными проблемами", - заявил директор по контенту Netflix Тед Сарандос.
Эти громкие заявления не в новинку, а лишь череда последовательных изменений, захватившая мировую киноиндустрию. Британская академия кино и телевидения BAFTA в 2020 году, подвергалась критике, за "недостаточное количество женщин и представителей расовых и этнических меньшинств среди номинантов", после чего внесла подобные поправки, касающиеся решения этих вопросов. По их примеру, и Американская киноакадемия, обнародовала новые правила, для соискателей на "лучший фильм", ещё в сентябре 2020 года. Создатели будущей картины, ещё на стадии проекта, должны позаботиться, чтобы в сьемках участвовали "лица разной расовой и этнической принадлежности, женщины, представители ЛГБТ и люди с ограниченными возможностями здоровья".
Американская и британские киноакадемии, проводят целенаправленную реорганизацию, для инклюзивности отбора номинантов, " Пригласив в свои ряды "недостаточно представленные группы", как и изменится процесс отбора номинантов и победителей, чтобы исключить преобладание мужского контингента, а также будут приняты меры, чтобы одним и тем же актёрам не доставалось по несколько наград". Сроком введения всех норм и правил, назван 2024 год, и за это время, "академия разработает комплекс мер... чтобы полно отразить вклад, "недостаточно представленных групп" в развитие кинематографа".
С удовольствием процитирую, "четыре стандарта репрезентативности", которым должны соответствовать номинант на Оскар, и обязательно двум, если метит на "лучший фильм".
- 1. Одну из главных, или значимых второстепенных ролей, должен играть представитель этнического меньшинства, или 30% ролей второго плана, закрепляются за лицами "недостаточно представленных групп", или меньшинства, оказываются в центре сюжета.
- -Кстати сказать, этому правилу, давно следуют, создатели современных сериалов, и продюсерам полнометражных картин, стоит у них поучиться.
- 2. Творческий костяк проектов подразумевает наличие женщин, инвалидов, представителей ЛГБТ, и различных этносов по крайней мере, на двух ключевых позициях. Это может быть: режиссёр, директор по кастингу, композитор, оператор, монтажёр, гримёр, костюмер, продюсер, сценарист, супервайзер спецэффектов и другие. И обязательно, одну позиция, за представителем расового меньшинства.
- -На последнем Оскаре, количество женщин режиссёров и сценаристов, было преобладающим.
- 3. Теперь киностудии и компании-дистрибьюторы обязаны предоставлять оплачиваемые стажировки, людям из "недостаточно представленных групп" на всех этапах создания фильма - от разработки идей, постпродакшена и маркетинговой коммуникаций, и возможности для проф.подготовки и трудоустройства.
- 4. В штатных подразделениях киностудий, отвечающих за рекламу, и связью с общественностью, также, будут добавлены, руководящие позиции, из числа "недостаточно представленных групп".
- (отдельно подчёркивается, что для фильмов, которые не претендуют на главную награду, правила остаются прежними. Полнометражные мультфильмы, документальные и картины на иностранных языках — академия рассмотрит отдельно).
-Можно себе представить - Голливудские киноделы, настроены поменять всю систему, довольно серьезно. Хочется верить, что справедливые нововведения, должны пойти на пользу всем.
Пошли еще дальше, организаторы Берлинского международного кинофестиваля. Вместо традиционных призов, судейская коллегия будет присуждать "Серебряных медведей" за главную роль, а также за роль второго плана, независимо от пола исполнителей.
Как всё это, повлияет на качество кино?
Станет ли оно хуже, или лучше?
И в порядке предположения - сможет ли, из-за этого, наше кино, быть конкурентным в мировом прокате?