Начало любого путешествия вызывает у меня одинаковое чувство.
Вот я стою на палубе "Румба", весело тараторит движок, плещется о борт синяя вода, а перед глазами ставшее за годы родным Белое море... Сбылось! Совпало, сошлось... а не верится!
Проходим родные Кузова, и капитан уже показывает ставший различимым горбылёк Жужмуя на горизонте, а мне всё не верится. Тихий трепет замедляет сердце, словно останавливая время - успеть надышаться, насмотреться, налюбить всё это намечтанное за долгую зиму.
И в эти минуты я завидовала тем, для кого предстоящее приключение по островам Белого моря было впервые. Ведь им ещё неведомо, как мало времени отпущено для того, чтобы жить вольной жизнью приключений. Всего неделя.
Для тех, кому незнаком был вкус северной царицы морошки, я привезла из дома прошлогодние замороженные ягоды, и мои попутчики смаковали её вкус, растянув небольшую плошку на два дня - именно так же, как это сделала бы я.
Погода благоволила нам - синий бархат моря лоснился на горизонте, белая пена Белого моря ласково шуршала, расходясь в стороны от бортов "Румба". Разве можно передать на фото эти звуки, вкус морского ветра и неоглядную ширь синего простора?
Насыщенный день, в котором каждый из нас оставил позади путь от дома до причала, с которого мы вместе ушли в море, венчался тихой бухтой мыса Светёлка на острове Жужмуй. Из всех островов, на которых мы побываем за семь дней, этот - самый богатый на дрова.
Разводим костёр и ставим палатки, отыскивая самые мягкие места в толстом слое канабренника.
Солнце клонится к закату, море линяет на глазах, смыкаясь с линией горизонта, а мы, кажется, наконец вбираем в себя походный дух, отринув суету повседневной жизни, оставшейся на материке.
Потрескивает просоленный плавник, шипит закипающая картошка, и льётся неспешный разговор людей, ещё несколько часов назад незнакомых друг другу.
Костёр. Огонь! Не напрасно ему приписывают магические свойства - не раз проверено - огонь костра объединяет. На нём готовят еду, он согревает в холода и спасает дымом от гнуса. Этот первый очаг, разведённый на Светёлке, сплотил нас невидимыми узами.
И дружно усевшись на бревне, мы делаем первый кадр на память.
Я в цыплячьей толстовке, за мной Шура, крайний справа наш капитан Виктор и слева направо те, кто, прочитав мои статьи здесь на Дзене, доверились и отправились с нами покорять острова Белого моря: семейная пара из Москвы - Алексей и Людмила, Валентина, присоединившаяся к нам буквально в последний момент и Антонина, приехавшая с берегов моря Чёрного, чтобы познать северное Белое.
Как я благодарна им всем за то, что никто из них ни разу ни единым взглядом не ворчнул за то, что я их снимаю на фото или видео. А мне хотелось снимать - впервые! - хотелось снимать людей. До такой степени они были красивы и органичны в декорациях нашего путешествия.
Солнце скатывается за мыс, выхватывая последними лучами наш лагерь, и я, помня, как неповторим каждый миг, бегу туда, откуда торчит ещё огненная точка.
Никогда не ленитесь в походах! Если вам кажется, что за той горой вас ждёт потрясающий вид, спешите туда! Спешите, как я, у собственной лени выменяв покой на счастье. Ведь даже тогда, когда я шла на пригорок, примерно зная, какой вид откроется мне - закат, море, дорожка солнечного блика на волнах, я думала: зачем я спешу? а может будет ещё такой закат, ведь впереди столько дней, которые я проведу на островах в открытом море....
Не было больше такого заката! Не было вида на закатное море. Хотя все семь дней были солнечными. Вот так-то....
И я жалею! Жалею, что сбежала, насытившись самую малость. А ведь могла присесть на берегу, дождаться, когда испугавшиеся меня тюлени взберутся на камни, и - быть может! - увидеть, как солнце, нежно погладив горизонт, взойдёт на круг нового дня.
И я шла обратно к лагерю на манящую рыжину своей палатки, оборачиваясь то и дело на исчезающее за мысом рыжее море, где-то в глубине души чувствуя, что зря поспешила.
Завтрак с видом на море - сколько их было у меня? Мне казалось - много, но сейчас, когда я задалась целью посчитать, то за шесть последних лет набежало всего ничего - на пару месяцев. И значит с этой минуты я стану ценить каждое новое начало дня с видом на Белое море ещё сильнее!
Я начну смаковать каждую ложку овсянки с изюмом, каждый глоток кофе, разбавленного кипятком с костра, каждый бутерброд с походными ништяками.
Глядя на эту фотографию моего утра на Жужмуе, многие из вас словили себя на мечте хотя бы раз вот так же отзавтракать, думая, что для меня это стало совсем привычным. Знайте - этим удовольствием невозможно насытиться!
А впереди у нас - знакомство с островом, и, ведомые капитаном, мы отправляемся вдоль берега на Каменный мыс острова.
Цыпки птичьих лап режут песчаный отлив на сотни долек...
Цветёт голубика, и если не видеть августовской порой сочных ягодин, то можно и не понять, что эти крохотные прутики есть сородичи тем, что в наших вологодских болотах, порой, доходят мне до пояса.
Робкие, но сочные травины настырно тянутся к солнцу, ютясь меж камней...
И невозможно оторваться - гляжу то под ноги, то в морскую даль - везде красиво!
Небольшая ложбина, как склад лесопункта - вобрала в себя за годы сотни, а может и тысячи белого пла'вника, прибитого в шторма...
Это зрелище просто завораживает! Я иду по звонким деревинам, поражаясь несметным запасам дров, уложенным стихией в некий узор.
Дерево главенствует на Жужмуе, не смотря на обилие камня. И каждый из нас берёт с собой на память обкатанную морем дощечку. А увидев коряжистую деревину, вырванную, видимо, прямо с корнем, мы идём к ней, не сговариваясь, словно заколдованные. И само собой оказывается так, что в центре всего этого действа оказывается капитан.
Ну, разве они не прекрасны - мои спутники?
Вода и ветер не только полируют дерёва, но и проявляют полосы годичных колец. Поверьте - удержаться от того, чтобы не подбирать каждую понравившуюся деревяшку, невероятно трудно! Но я знаю, что больше такой роскоши не будет ни на одном острове, поэтому, не жалея Шуру, наполняю его рюкзак экспонатами.
Совершенно противоположное ощущение у меня от беломорских камней. Мне нравятся их поросшие лишайниками бока, обласканные морем гладкие округлые формы, но я почему-то ни одного камушка не привезла за эти годы домой, чувствуя, что здесь их дом. У моря.
Каменный мыс ещё хранит останки молебных крестов. Издавна мимо островов Малый и Большой Жужмуй пролегал путь между Онежским и Карельским берегами, и пережидали здесь непогоду, а то и спасались чудом в шторма мореходы, державшие путь к морю Баренцеву.
Когда запасы провизии исчерпывались, а ветра всё свирепствовали, несчастные заложники острова брались за топоры и ставили кресты, давая обеты. Самые сильные мольбы сохранились до нас - ведь, чем мощнее крест и чем крепче он стоит, обложенный камнями, тем милостивее стихия.
Возвращаемся в бухту Светёлки, то и дело выглядывая в море спины белух, будто дразнящих нас игрой в течении...
Солнце раскаляет день, и нам пора двигаться дальше.
Собираем палатки и, прощаясь со Светёлкой, уходим по воде к той точке острова, от которой ближе всего дорога на маяк.
Вода у берега такая прозрачная, что не верится, как может она вдруг быть такой, если кажется абсолютно синей?!
Чем хорош наш корабль "Румб"? Тем, что, к примеру, можно не тратить время на чаепитие у костра, а согреть воды прямо на газовой плитке на камбузе во время перехода с одной локации на другую. С виду небольшой, "Румб" неизменно поражает всех, кто первый раз попадает в его нутро, тем, сколько пространства он открывает для комфортной жизни нескольких человек. И это мы все сидим только в носовом кубрике! А в кормовой части ещё один такой же.
Сходим на берег и отдаёмся во власть воспоминаний капитана. Те, кто читал мои рассказы о прошлогоднем путешествии на Жужмуй, знает, что наш капитан Виктор родился на этом острове.
У него в паспорте так и записано: "место рождения о. Жужмуй". Правда-правда! Я сама видела! И эта мысль до сих пор не даёт мне покоя!
Родиться на острове. Детство на острове.
Каково это? С одной стороны, замкнутое пространство, но разве наше материковое детство не было ограничено пространством двора или своей деревни? А здесь - целый остров, представляете?
И не простой! Остров, на котором с 1871 года работает маяк (нынешняя конструкция маяка - с 1909 года).
И семья Виктора, и он сам тесно связаны с маяком, долгие годы отвечая за его работу.
Поднимаемся наверх.
Тобик, дрожа на ветру, со страхом держится за железку ограждения смотровой площадки...
а мы ходим по ней, следуя взглядом туда, куда указует рука Виктора, внимая картам местности и воспоминаниям.
Среди сосен и елей отчетливо просвечивает весенняя зеленка лиственной рощицы - на севере в начале июня ещё весна.
Пока мы любуемся видами, Шура запускает над нами коптер.
Стоя наверху и оглядывая морские дали, в которых виднеются и берега материка, и острова, например, Соловецкий, я невольно задумывалась о том, скольким кораблям свет этого маяка указал путь в те времена, когда в распоряжении судоводителей не было современных приборов навигации.
А нынче линзы беломорских маяков спят беспробудным сном, выхватывая линзами редкие блики солнца, передав вахту небольшим автономным лампам на аккумуляторах, не требующим постоянного присутствия человека. Вы видите такую лампу справа на парапете площадки (намеренно не снимала подробнее).
Маяки Белого моря законсервированы. У каждого из них был свой позывной и своя частота мигания. Позывной Жужмуйского маяка — «фужер». Он горел сериями из четырех вспышек по четыре секунды и был виден за тридцать километров.
А теперь он молчит. И остров, когда-то, благодаря маяку, обретший жителей, снова стал необитаемым.
Мы прощаемся с маяком и деревенькой и идём по уютному бору на мыс Калинка, где расположен участок заготовителей водоросли.
Знаете, у меня теперь есть мечта - пожить на Жужмуе несколько дней. Это невероятно красивый остров со множеством тропинок и дорог, с бухтами, горушками, болотами, лесами, видом на закаты и рассветы с 26-метровой высоты маяка. А если совпасть с ягодно-грибной порой, то можно получить истинное удовольствие! Нужно обязательно придумать что-нибудь этакое на будущий год!
Мы выходим на побережье мыса Калинка и 08 июня встречаем цветущую черёмуху. Этот возврат в весну, о котором я могу судить лишь по цветению черёмухи, так как природа наших мест сильно отличается, поразил меня ещё в 2015 году, когда в эту пору мы с Шурой оказались на Соловках.
С мыса Калинка виден Малый Жужмуй, а само побережье невероятно живописное.
Нежные анютины глазки цветут здесь буквально ковром, и как-то по-особому принимается их дрожание на ветру - ведь не всегда он так приветлив, как сегодня.
Можжевеловые кусты, приглаженные суровыми ветрами, стелются по земле.
Прогулка наша продолжается уже вдоль линии моря, и лёгкий бриз спасает от палящего солнца. Невиданная щедрость погоды, которой мы будем удивляться день ото дня, боясь спугнуть.
Но даже не видя штормов, которые бьют в берега острова, легко догадаться, что бывают они нередко, стоит только раздвинуть ветви берёзовых кустов и увидеть их вполне древовидные стволы и корявые, искрученные ветрами, ветви. А кособокие ели, утерявшие свой новогодний вид, пока ещё чтят осанку, но однажды и они будут повергнуты морской стихией.
Безмятежная бухта, в которой - редкость для моря! - видны почти зеркальные отражения камней, и посмотрите, какая синь глубины открытого моря!
Усталые, но счастливые возвращаемся к "Румбу", и Тоня находит неподалёку плот, сплоченный железными стяжками. В прошлом августе его здесь не было.
Тобик, оправившись в рюкзаке от страха высоты, геройски восседает на камне...
А я ловлю моменты...
Дружно готовим обед и отдыхаем перед долгим переходом на следующий остров.
Что чувствует человек, когда спустя десятилетия садится с кружкой чая на тот самый камень на берегу моря, с которого в детстве так часто смотрел в даль? Для Виктора наше путешествие по-особому ценно. Родина.
Жаль покидать гостеприимный Жужмуй, но мы грузимся на корабль и отбываем к следующей точке нашего маршрута - острову Большая Муксалма.
Если у вас есть желание побывать с нами на острове Жужмуй и ещё шести островах Белого моря (Большая Муксалма, Соловки, Анзер, Немецкий Кузов, Коловары, Большой Заяцкий), то пишите мне на мою страницу в ВК, на почту pestryared@yandex.ru или на мессенджер Яндекса здесь.
Даты и маршруты сезона 2024 - ЗДЕСЬ!
Это уникальный маршрут и возможность познакомиться со мной!