Совсем недавно мы ещё думали об экологии, как о чём-то полезном, но необязательном. А такие понятия, как карбоновый след, углеродная нагрузка — вообще для большинства из нас, незнакомые слова.
Считалось, что предприятие успешно, если наращивает производство, справляется с планом и обязательствами, не избегает социальной нагрузки — типа хороших зарплат и льгот для сотрудников. А уж если ещё и спонсирует слабые места городского бюджета, вообще не предприятие, а мечта.
Ну коптит небо дымами разной палитры из-за недоочистки, а район в несколько километров в окрестностях свинокомплекса, или птицефабрики, даже птицы по дуге облетают, чтобы не упасть из-за выхлопа — так понятное дело в производство вложились, на всё не хватает. Пожурят, штрафанут для порядка, да и работайте дальше.
И вот началось, экология решила напомнить о себе масштабными изменениями по всем фронтам, её стало уже трудно игнорировать.
Торнадо в Чехии! Великая сушь в Америке и Бразилии, весенние морозы во Франции и Италии, оставившие тысячи фермеров и без овощей и без фруктов. Тропические ливни в одних частях нашей страны, когда за сутки проливается 1,5- месячная норма осадков и жесточайшая засуха, до трещин в земле, на других частях. Последнее время мы часто пишем на эту тему.
Раньше всех спохватились в Европе. Основной движущей силой международной климатической повестки выступает Европейский союз.
Главным документом для реализации европейских инициатив в данной области является стратегия «Европейский зеленый курс» (European Green Deal), представленная Европейской комиссией в декабре 2019 года.
Цель – достижение углеродной нейтральности ЕС к 2050 году. А для того, чтобы расшевелить неактивных, ЕС считает необходимым введения пограничных углеродных барьеров, с взиманием дополнительных сборов на импортные товары, произведенные в странах с низким уровнем климатического регулирования.
Это ведёт к фактическому принуждению Европейским союзом торговых партнеров к реализации действенных климатических мер.
Климатических проблемы обретают приоритетное значение в международных связях.
Если в твою продукцию не заложены затраты на борьбу с изменениями климата, то ей будет закрыт путь на европейские рынки. Она просто будет обложена такими штрафными санкциями, что станет практически нерентабельной.
К борьбе за климат подключились и инвесторы, большинство крупных инвестиционных фондов, страховых компаний сообщают о намерении вывода активов из "грязных проектов". Вводятся системы отраслевого контроля за углеродными выбросами. Компании принуждают к раскрытию климатической отчётности.
На сегодняшний момент 127 стран заявили о планах достижения углеродной нейтральности, включая Китай и США.
Кстати США практически готова принять те же механизмы: программа Байдена предусматривает введение «корректирующего углеродного сбора» в отношении стран, «не исполняющих обязательства по климату и охране окружающей среды».
Россия озабочена разработкой стратегии сокращения выбросов парниковых газов и делать шаги в этом направлении надо очень быстро, иначе ограничение экспортных рынков сыграет с нами злую шутку.
При таких обстоятельствах, ответом России на климатические угрозы и связанные с ними торговые барьеры может стать сельское и лесное хозяйство.
Надо сказать, что тут нам повезло с лесами, кроме обширных природных лесов и заповедников, по разным оценкам ещё от 40 до 90 млн га сельскохозяйственных земель в России заросли лесом. Леса России поглощают 625 млн т парниковых газов ежегодно, а так как это поглощение происходит без существенных затрат со стороны государства, ну кроме тушения лесных пожаров ((3 млрд руб. в год)— это дает России значительные конкурентные преимущества.
Стоит обратить внимание и на защитные лесные полосы на сельскохозяйственных землях. Поглощающая способность которых в 7 раз выше, чем у обычных лесов. 1 га лесов на землях лесного фонда в среднем поглощает около 1 т парниковых газов в год, а 1 га защитных и противоэрозионных лесов на сельскохозяйственных землях – около 7 т в год.
С сельским хозяйством сложнее. Если раньше в основном защищали его от изменения климата, то теперь признано, что прежнее хозяйствование является чуть ли не основным источником этих изменений. А животноводство вообще основной поставщик метана в атмосферу и главный жупел.
Суть нового карбонового земледелия в том, чтобы увеличивать почвенный углерод за счет вносимого в почву и снижения выброса углерода в результате эрозии почвы.
Новые тенденции в сельском хозяйстве — минимизации использования агрохимикатов (удобрений, средств защиты растений), ведение «регенеративного» (то есть восстановительного) сельского хозяйства, в котором важно восстанавливать структуру и плодородие почв. Сюда же относится и постепенный отказ от монокультур в земледелии.
Нужны новые сорта растений, отвечающие этим требованиям, которые обладали бы способностью подавлять сорняки, противостоять вредителям и болезням без помощи агрохимии. Новые способы обработки почвы и безотходные технологии.
Недавно Форбс оценил российские предприятия, по степени их экологичности. Forbes изучил вред и пользу, которую приносят окружающей среде крупнейшие российские компании, и составил первый рейтинг экологической ответственности.
Его возглавило российское подразделение корпорации Mars, с десятью российскими заводами по производству кондитерских изделий, жевательной резинки и кормов для домашних животных. Собственно это единственное предприятие в этом списке, имеющее отношение к пищевой промышленности и производству кормов. На втором месте Сбер, но у него и рисков меньше, это вам не сельскохозяйственное предприятие.
Первое место в рейтинге обеспечили высокие затраты компании на экологию и подход к обращению с отходами. С 2015 года российские фабрики Mars не вывозят отходы на полигоны, 90% отходов идёт в переработку, сжигается только около 10%.
Заместитель председателя Экспертного совета по управлению развития технологий контроля углеродного баланса Минобрнауки РФ, кандидат географических наук Станислав Кутузов говорит:
Сегодня концентрация парниковых газов в атмосфере такая же, как в самые жаркие периоды в истории Земли, то она для всех нас такая. Каждый человек уже испытывает на себе рост температуры на планете, ведь почти каждый год она бьет рекорды. Причина? Антропогенные выбросы не компенсируются их поглощением экосистемами, растет температура воздуха и океана. Если эти тенденции продолжатся, то заложенный Парижским соглашением по климату прирост температуры к концу века в 1,5 градуса будет превышен. Как следствие - засухи, ураганы, затопление береговой зоны, в которой проживают сотни миллионов людей. Отсюда вывод: нельзя сидеть сложа руки, ссылаться на свои леса и другие экосистемы, надо срочно действовать.
Проблемы России ещё и в том, что у нас не налажен собственный учёт выбросов и нет систем контроля, поэтому в ЕС нам считают "по среднему", как людям у которых не стоят приборы учёта. Нужны собственные углеродные полигоны на больших территориях
Это будут обширные территории, где ученые будут изучать потоки парниковых газов между поверхностью Земли и атмосферой. Задача далеко не тривиальная. Чтобы оценить углеродный баланс, надо вести наземные измерения, съемки с беспилотников, использовать спутниковые данные. Обработка этого огромного объема информации, в том числе и с использованием искусственного интеллекта, позволит усовершенствовать математические модели и оценить реальный углеродный баланс территорий. Кроме того, специалисты смогут понять, как, скажем, посадка леса или изменение землепользования меняет потоки парниковых газов. Зная это, вы с ясными глазами можете выбрать, какой климатический проект беретесь реализовать, чтобы уменьшить свой "углеродный след", а значит, и выплаты.
Станислав Кутузов: В мире создана сеть мониторинга из около 900 станций. У нас в этом году полигоны должны появиться в Калининградской, Свердловской, Новосибирской, Тюменской областях, Краснодарском крае, на Сахалине, в Чечне. В следующем году подключаются несколько уже существующих площадок на базе институтов РАН и вузов. В перспективе будет около 80-100 полигонов, чтобы полностью закрыть наши потребности.
Такова ситуация повсеместно и нам придётся ей соответствовать, прежде всего для собственной пользы, ну и для пользы всего мира, если подходить глобально.
Давайте следить за ситуацией вместе, не забудьте подписаться на канал, так будет удобнее.