Найти в Дзене
Большая перемен@

Влияние музыкального образования на мыслительные способности детей: эксперимент длиной 2,5 года

Как вы думаете, что приведет к лучшим академическим успехам: дополнительные занятия музыкой, изобразительным искусством или отсутствие нагрузки помимо школьной программы?

Издавна считалось, что музыкальное образование положительно влияет на развитие детей.

Предполагается, что освоение какого-либо музыкального инструмента стимулирует когнитивную сферу человека в целом и особенно полезно для подрастающего поколения. Однако только с появлением современных методов и техник исследования появилась возможность проверить это предположение на практике.

Эксперимент

В 2018 году было опубликовано исследование, в котором за развитием детей следили в течение двух с половиной лет.

Перед учеными стояла цель проверить, как именно музыкальное обучение влияет на развитие исполнительных функций когнитивной сферы, таких как планирование, кратковременная память, рабочая память и подавление конкурирующих стимулов.

Испытуемые были набраны из нескольких школ Нидерландов. Из выборки были исключены дети с диагнозом дислексия, дискалькулия, недостаточная двигательная способность обеих рук, а также дети, самостоятельно посещавшие внеклассные уроки музыки.

Участники эксперимента были случайным образом поделены на группы с разными условиями: в первой группе дети проходили программу музыкального обучения дополнительно к стандартной школьной программе, во второй – программу изобразительного искусства, в третьей – не проходили никакой дополнительной программы.

➡ Музыкальная программа, использованная для первой группы, была разработана в сотрудничестве с Министерством исследований и образования Нидерландов и Центром искусств. Ее создавали с целью распространить во всех школах страны к 2020 году.

Уроки в рамках этой программы касались фундаментальных музыкальных знаний.

На вступительных уроках ученики были ознакомлены с тем, что такое мелодия, размер и ритм, а также с различными инструментами, относящимися как к классической, так и к популярной музыке. Игра на инструментах всячески поощрялась; данные уроки проходили под руководством подготовленных учителей музыки. Согласно программе дети получали музыкальные уроки 1-2 раза в неделю.

➡ Группа детей, которые занимались по программе обучения изобразительному искусству, посещали уроки рисования, скульптуры и истории искусств.

Фокус программы касался развития навыков, необходимых для создания предметов художественного творчества. Данная программа также была разработана для введения в школах Нидерландов.

Все дети трех групп выполняли специальные нейропсихологические тесты для оценки их когнитивной сферы каждые полгода.

Первоначальное тестирование не выявило каких-либо отличий в развитии когнитивных способностей детей выборки.
Анализ результатов последующих этапов тестирования показал, что дети из первой группы (проходившие музыкальную программу) обладали лучшими показателями вербального IQ, планирования и подавления конкурирующих стимулов.

У группы обучения изобразительному искусству больше детей двух других групп выросли показатели зрительно-пространственной памяти.

Улучшение упомянутых показателей ученые объяснили тем, что долговременные интервенции стимулируют нейропластичность мозга.

Занятия музыкой, длящиеся на протяжении долгого периода времени, приводят к увеличению активности и количества нейронных связей в мозолистом теле, что приводит к усилению связей между двумя полушариями мозга. Вместе с тем улучшаются связи в коре и лобных долях мозга, ответственных за планирование и подавление конкурирующих стимулов, так как игра на инструментах задействует эти когнитивные функции не хуже, чем решение математических задач.

Таким образом, музыкальное обучение можно рассматривать как посредника при развитии когнитивной сферы ребенка и достижении академических успехов.

Постоянные уроки музыки, являющиеся частью длительной программы обучения, положительно влияют на развивающийся мозг. Всестороннее обучение, включающее и занятия музыкой, и уроки изобразительного искусства, способно оказать больший эффект на мыслительные способности детей по сравнению со стандартной программой.

Если вы творческий преподаватель, заинтересованы в развитии и хотите видеть рядом с собой таких же активных педагогов, приходите преподавать в онлайн-школу Skyeng.

____

#польза музыкального образования #исследования мозга #как мы учимся #как вырастить умного ребенка #обучение изобразительному искусству #как вырастить гения #научные исследования музыки #польза музыкальной школы #как научиться учиться #развиваем детей