Деепричастия и обороты с ними проходят в 6-7 классе. Но какая там учёба? Гормоны, друзья, первая любовь, проблемы мирового масштаба в формате "никто меня не понимает" и куча всего, что кроме учебы, что волнует юные умы.
На задворках памяти, если повезет, остаются обрывки сей ценной информации. И потом с помощью этих обрывков мы пишем свои лиричные, мотивационные или даже рекламные посты, щедро сдабривая деепричастиями и даже целыми деепричастными оборотами.
На выходе получается что-то вроде Чеховского:
Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа...
Чтобы не попадать в такие ситуации, предлагаем освежить в памяти основные правила употребления деепричастных оборотов. Обещаемся излагать как можно яснее и короче.
И...
Шаг №1: Деепричастие и деепричастный оборот. Что это?
Деепричастие — часть речи. Отвечает всего на два вопроса: что делая? что сделав? Обозначает добавочное действие.
Есть у нас действующее лицо, есть его основное действие, и есть добавочное.
Маша читает книжку, засыпая.
Маша — действующее лицо
Читает — основное действие этого лица
Засыпая — добавочное действие этого же лица. Это деепричастие (отвечает на вопрос что делая?)
! ! ! ВАЖНО: и основное, и добавочное действие должны относиться к одному и тому же действующему лицу ! ! !
Попробуйте сами. Листайте галерею, чтобы посмотреть правильный ответ
С деепричастием разобрались. Перейдем к деепричастному обороту.
И деепричастия, и деепричастные обороты на письме "обнимаются" запятой/запятыми. И неважно, где они стоят, в начале, в конце или в середине предложения.
Шаг № 2. Правильное употребление деепричастий и деепричастных оборотов
Основное правило мы уже знаем:
Основные ошибки при использовании деепричастных оборотов
Все они вытекают из незнания главного правила.
1. Основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам:
Зайдя в кабинет, на столе уже лежали книги.
Находим в этом предложении действующее лицо, его основное и добавочные действия.
Книги — действующее лицо
Лежали — основное действие
Зайдя — добавочное действие
Получается, что книги зашли в кабинет и легли на стол. Это либо из области бреда, либо попахивает паранормальным.
Чтобы предложение получилось правильным, нужно либо перестроить одну из его частей:
Зайдя в кабинет, я увидел лежащие на столе книги. — Мы сохранили деепричастный оборот, но добавили правильное действующее лицо, лишив "книги" этой роли. (Я, зайдя, увидел).
Или так: Когда я зашел в кабинет, на столе уже лежали книги. — Мы сохранили вторую часть предложения нетронутой, заменив деепричастный оборот простым предложением. (Я зашел, книги лежали). В итоге мы получили сложное предложение.
2. Деепричастный оборот в безличном предложении
Досмотрев фильм, мне стало грустно.
Основное действие есть — стало (грустно), добавочное действия — досмотрев, а действующее лицо не подразумевается (вместо него состояние человека).
Чтобы исправить ошибку, перестраиваем одну из частей предложения. Вводим действующее лицо, сохраняя деепричастный оборот: Посмотрев фильм, я загрустила.
Или: Когда я досмотрела фильм, мне стало грустно.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: деепричастный оборот можно вписать в безличное предложение, если основное действие составлено по схеме: глагол в неопределенной форме + модальное слово (нужно, важно и т.п.)
Заходя в магазин, нужно надеть маску.
3. Основное действие выражено страдательным залогом
Теряя сознание, она была спасена.
Помним нашу схему: действующее лицо должно действовать, а не быть объектом чьих-то действий.
Правильно будет: Когда она потеряла сознание, её спасли.
4. Временное и видовое несоответствие основного и добавочного действия
Деепричастие отвечает всего на два вопроса: что делая? (настоящее время) и что сделав? (прошедшее). Соответственно, в предложениях с глаголами будущего времени деепричастных оборот быть не может.
Сдав экзамены, я поступлю в институт.
Основное действие в будущем времени, а добавочное в прошедшем. Кажется, ничто не режет глаз, но конструкция неправильная.
Перестроим: Сдав экзамены, я поступил в институт.
Сделав уроки, я иду гулять.
Сделав — прошедшее время, совершенный вид.
Иду — настоящее время, несовершенный вид.
Правильно будет: Сделав уроки, я пошёл гулять.
Или: когда я сделаю уроки, пойду гулять.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ
- Покинув стезю романтических побегов и сногсшибательных приключений, он скоро поселится в собственном замке.
- Случайно влюбившись в испанку и женившись на ней, ему не хотелось больше заниматься странствиями.
- Описывая свои приключения, мне вспоминается недавний случай.
- Нарушая сроки сдачи работы, сотрудник лишается премии.