Сейчас я заканчиваю обучение в японской мотошколе в своей префектуре и это будут мои вторые права на мотоцикл (первые я получал шесть лет назад, когда жил в Таиланде). В России я никогда не сдавал на права категории A и даже не представляю, как там всё происходит.
Так как это маленький город, то площадка выглядит очень скромно, но устроена она так, что на ней выполняются все обязательные упражнения единый набор для всей страны.
Автор: Владимир Белоусов
Вернёмся в Японию.
Площадка для сдачи экзамена выполнена в едином стандарте для всей страны и имитирует город со всеми основными элементами: железнодорожный переезд, мост, дома стоящие вплотную к перекрёстку и закрывающих обзор (два высоких сплошных белых забора), дороги с многополосным движением, пешеходные переходы, перекрёстки со светофорами, нерегулируемые перекрёстки различных типов со стоп-линиями, дорожные знаки, различные виды специальной разметки, имитация неровностей, крутые повороты и стандартный набор препятствий проверяющих умение держать баланс и проверяющих мастерство маневрирования: «восьмёрка», «змейка», «зигзаг», «колейный мост», полоса разгона (для проверки навыка экстренного торможения), мост (для проверки навыка трогаться в горку без отката) и прочее.
Время на сдачу всего экзамена отводится в пределах 10-15 минут.
Единственный элемент, который строго лимитирован по времени — «колейный мост».
«Колейный мост» — это металлическая дорожка шириной 25 сантиметров, высотой 2,5 сантиметра и длинной 10 метров и которую необходимо проехать не быстрее чем за 10 секунд (время может быть другим для других видов мотоциклов), т.е. необходимо продемонстрировать умение двигаться на очень маленькой скорости и сохранять баланс.
Некоторые элементы выполняются стоя (например проезд по имитации неровностей на дороге).
К немедленной дисквалификации или списанию баллов ведёт: превышение скорости; начало движения без проверки безопасности (зеркала, визуальный контроль, подача сигнала поворота); маневрирование без проверки безопасности; проезд на красный сигнал светофора; нарушение рядности; заезд за стоп-линии на перекрёстках; несоблюдение приоритетов движения транспортных средств на равнозначных перекрёстках; задевание конусов; падение; несоблюдение времени (если оно установлено для упражнения) и многое другое.
По дорогам полигона (во время сдачи экзамена) могут двигаться другие автомобили и мотоциклы, что создаёт ещё большую имитацию городского движения. Но такое бывает, если в это время проходит тренировка какой-то группы обучающихся.
Движение экзаменуемого контролируется посредством сигнальных ламп установленных на переднем и заднем крыле и которые оповещают инспектора о скорости мотоцикла, каким образом осуществляется торможение (ручной, ножной или были нажаты оба тормоза сразу и в какой последовательности), какая передача включена, в какой момент было выжато сцепление.
Например, при выполнении квалификационного упражнения «Ускорение с последующим экстренным торможением» необходимо выполнить следующие действия: разогнаться до скорости 40 км/ч + 2 км/ч (повышая передачу до третьей) и при пересечении контрольной линии осуществить контролируемое торможение ножным и ручным тормозом и только в самом конце выжать сцепление и остановиться перед отметкой 14 метров.
Это единственное упражнение, когда разрешено двигаться со скоростью 40 км/ч.
Экзамен в японской мотошколе построен таким образом, что у вас проверяют не готовность к поступлению в цирковое училище (как было похоже, когда я получал права на мотоцикл в Таиланде, где на скорость нужно было объезжать колпаки на дороге), а проверяют навыки безопасного вождения и взаимодействия с другими участниками дорожного движения, умение грамотно и безопасно управлять транспортным средством.
Для сведения:
Маневрирование на большой скорости или другое агрессивное поведение на дороге, создающее опасность и помехи другим участникам движения, наказывается в Японии тюремным заключением до 5 лет или штрафом до 10 000 долларов США, начислением 35 штрафных баллов и лишением права управления сроком до 3 лет, а если у нарушителя уже были накопленные баллы, то лишением права управления до 10 лет.
То есть, если человек на мотоцикле летит между рядами и рыкает двигателем, чтобы его пропустили, подрезает других участников движения, решил прокатиться на заднем колесе и прочее подобное, то ему будет очень больно, а люди спокойно вздохнут. По этой причине Япония входит в десятку стран (из 174) с наименьшим количеством ДТП и смертей на дорогах.