Добрый день, друзья! В моих руках инструкция по эксплуатации трактора С-100. Но, назвать это инструкцией сложно. Обратите внимание на толщину издания. Это скорее всего учебник. Проверьте, по содержанию эта книга, тоже заслуживает её так называть. Умели в Советском Союзе всё "раскладывать по полочкам". Объяснить популярно и доходчиво.
Немного истории. Трактор С-100. Создан в СССР в 1956 году. Его предшественник С-80. Двигатель КДМ-100. Имел 100 лошадей. Согласен, сегодня этим мало кого удивишь. Но. По тем временам, он считался мощным гусеничным трактором общего назначения. Почему общего? Всё просто. Различные его модефикации трудились а различных отраслях народного хозяйства Советского Союза.
До 1964 года (год завершения выпуска) было выпущено почти 125 000 экземпляров.
Не будем останавливаться на технических подробностях. В интернете есть обзоры на эту тему. Остановимся на некоторых интересных моментах, которые я вычитал в этой книге.
Расход топлива. В инструкции по эксплуатации есть строчка:
Расход топлива в г/л. с-час........208.
Теперь сиди и думай. Что это? Граммы или литры? Двести восемь литров в час? Слишком накладно. Граммы в секунду? Если все умножить, то получаем 743 кг в час. Совсем много. Где ошибка?
В других источниках был обнаружен базовый расход топлива 7,2 кг в час. Это примерно 13-14 литров. Не забываем, это базовый расход.
Если есть те, кто сталкивался с таким трактором, будет интересно услышать ваш опыт по расходу солярки.
В СССР была такая поговорка: "Чумазый, как тракторист". Если внимательно читать инструкцию, такого не должно быть. Вот раздел 3. Подготовка трактора к работе:
... Трактор должен быть хорошо очищен, так как на грязном тракторе труднее заметить возможные неисправности.
И такие требования почти в каждой главе. Помыть - смазать. Почистить - смазать.
Ещё интересное требование. Относится к технике безопасности:
... Во время работы, тракторист должен обращать внимание на появление ненормальных шумов и стуков...
По сути, он должен на слух определить поломку. Что скажешь, профессионалы!
В книге есть ещё масса интересного, чего не встретишь в современных мануалах.
Например.
... Подъезжать на тракторе к заправочному пункту надо с подветренной стороны.
А если ветер боковой?
Как преодолеть на тракторе бревно или земляной вал, что бы не перевернуться. Как производить обкатку. Через какое количество часов производить ТО. И многое другое.
Кстати, на специализированных площадках С100 не встречается. Только его последыш.
На этом всё. Спасибо за внимание. До новых встреч.