Эта история произошла в детском саду давно. Нравилось одному мальчику на прогулке мучить лягушек. Умел он их находить в тихих тенистых местах –за павильонами, у декоративного водоема.
Поймает бедное земноводное, отойдет подальше от посторонних глаз. То об землю его швыряет, то камнями бьёт. Как правило, после такой экзекуции, лягушка не выживала. Мальчик равнодушно отшвыривал ее и шел играть с ребятами.
Давно заметила, что психически здоровый ребенок – добрый ребенок. Он с интересом познает окружающий мир, но старается никого не обидеть. Если и причиняет вред какой-нибудь бабочке или жуку, то это по незнанию и потом переживает за свой поступок
Этого мальчика нельзя было назвать уравновешенным и спокойным. Вспыльчивый, многие действия импульсивны – сначала сделает, потом подумает. А ещё его отличала постоянная мышечная напряжённость, готовность дать отпор.
Давал он отпор по нескольку раз за день: то посмотрели на него не так, то стульчик забрали на котором он с утра сидел, то засмеялись в его присутствии. Всюду ему обида мерещилась.
Для чего такому мальчишке нужно было мучать лягушек? Скорее всего, так он снимал накопившееся психическое напряжение. Давал отпор тому, кто сам за себя постоять не может.
Весной кстати, он него доставалось майским жукам. Не успокоится, пока пару-тройку не раздавит.
А что же воспитатель, спросите вы. Неужели равнодушно смотрел, как ребенок мучает животных.
Нет и еще раз нет. Воспитатель этой группы – добрый, чуткий и отзывчивый человек. Она решила массу проблем, за свою многолетнюю практику, именно добротой и лаской. Никогда не шла с проблемным ребенком на конфликт, не пыталась подавить его, сломать.
В ее группе проблемные малыши не чувствовали себя изгоями. Не психовали и не бунтовали. Им было трудно за что-либо зацепиться в поведении педагога, чтобы развернуть конфликт.
***
Итак, педагог не была равнодушной к тяге мальчика мучать лягушек и жуков. Просто он умело выбирал для своих экзекуций время.
Затеет воспитатель с детьми подвижную игру. Мальчик из этой игры тихонечко выйдет и шмыг за павильон на поиски очередной жертвы. Либо ждёт момента, когда педагог разговорился с кем-то из родителей, пришедшим за своим ребенком.
Уже и дети научились воспитателю сигналы подавать:
–А он опять поймал лягушку.
И масса бесед с ним была проведена о том, что лягушке так же больно, как и тебе.
–Ну и что. Они мерзкие, –отвечал на это мальчик.
–Мерзкие они потому, –терпеливо рассказывала воспитатель, - что это их единственная защита. У них нет зубов, когтей чтобы обороняться. Они не могут быстро убежать или улететь.
Но все эти доводы, как вы понимаете, не действовали на ребенка.
***
Однажды, когда дети группы подали сигнал, что этот мальчик издевается над очередной жертвой, воспитатель твердо ему сказала:
–Неси ее сюда.
Все дети слушали своего воспитателя. Так она их приучила. Поэтому мальчик принес полузамученную лягушку и приготовился к очередной нотации. Но она, спокойно глядя ему в глаза, произнесла всего одну единственную фразу:
–Если эта лягушка сейчас не оживет, я заставлю тебя ее съесть.
После этого повернулась и пошла играть с другими детьми.
Первоначальная реакция ребенка была как всегда бурной, он сжал кулаки начал гневно топать и пинать ногами…воздух. Воспитатель краем глаза наблюдала, что в лягушку он старается не попадать.
Потом мальчик сел корточки, и стал над лягушкой кричать. Тоже гневно. Очень. И у воспитателя и у лягушки – ноль реакции.
После этого маленький «мучитель» сорвал широкий лист подорожника, сбегал к водоему, принес в нем немного водички и вылил на измученную страдалицу. Прикрыл ее сверху этим же листом и стал на корточках тихонько ждать.
Минут через пять она под листом тихонечко зашевелилась. Мальчик с надеждой вздохнул и опять побежал к водоему.
Таких ходок за водой было ещё штук пять. И каждый раз мальчик бежал все оживленнее и веселее.
–Я ее оживил, я ее оживил – наконец услышала воспитатель.
–О отлично, давай теперь найдем ей дом, – ответила она воспитаннику, – вечер уже, где ж она ночевать будет. Они любят влажные, тихие места. Ты иди поищи, я ее пока посторожу.
В фундаменте павильона была найдена отдушина – отличный домик для квакушки.
На следующий день за завтраком воспитатель предложила мальчику отлить немного молочка в игрушечную миску – чтобы угостить его лягушку. А потом поставил задачу – придумать ей кличку.
Теперь этот мальчик за павильоном сторожил свою лягушку Зину (так он ее назвал) совсем с другой целью.
***
К сожалению, приоритеты современного воспитания сместились. Кто-то скажет, что воспитатель совершает насилие, ставя перед ребенком условие – съесть лягушку. Но понятно ведь, что насильственного действия бы не было. Ребенку просто так дали понять, что нужно нести ответственность за свои поступки.
Именно перекладывание ответственности за свои поступки на чужие плечи в современном воспитании не даёт, да и не может дать, нужного педагогическогоэффекта.
В этой истории взрослый подвёл еще ребенка к тому, что «мы в ответе за тех, кого приучили».
Мы стали бояться детских психотравм до абсурда. Это куда опаснее для наших детей
Спасибо, что дочитали. Ваши лайки помогут маленькому авторскому каналу в развитии. Еще есть #житейские истории психолога из детсада