Найти тему
Будем жить!

Воспоминания моей бабушки о войне

Оглавление
В этой статье вы не найдете ни капли вымысла или художественного приукрашивания – только неприглядную правду о жизни в военные годы, рассказанную мне моей бабушкой Соболевой (Смирновой) Ниной Алексеевной, родившейся в 1927 году.

Дети войны быстро повзрослели. Неважно, семь было лет ребенку или тринадцать – в июне 1941-го все стали взрослыми… Моя бабушка нечасто делилась тягостными воспоминаниями о военных годах, но кое-что успела рассказать, а я бережно сохранил её слова в своей памяти. Бабушки не стало в 2013 году, и я очень жалею, так мало с ней беседовал…

Фото из интернета
Фото из интернета

Довоенное детство

Нина была четвертым по старшинству выжившим ребенком в семье. Я не просто так уточнил – в те годы много детей умирало в малолетнем возрасте, не дожив и до пяти лет. В семье моей бабушки выжило пятеро – у неё было два старших и один младший брат, а также старшая сестра. Жили они в живописном селе Зимёнки, Шуйского района Ивановской области.

Мой прадед был уважаемым в округе человеком – работал колхозным пчеловодом и помощником мастера на ткацкой фабрике в Колобове. Нина росла в атмосфере всеобщей любви и доброты очень прилежной и добросовестной девочкой. Жили, хоть и бедно, но не голодали. Ходили в школу, бегали в соседний лес за ягодами, грибами и орехами, гуляли на сельских праздниках. Жизнь била ключом. Старшие братья баловали сестренок и заботились о них.

22 июня 1941 года второй по старшинству брат моей бабушки – Николай под утро вернулся с проводов своего друга в армию и принес страшную весть… Он сам недавно отметил 18-летие, а это означало, что меньше чем через неделю он уже ехал в военном эшелоне на фронт. Тогда он даже не мог представить, что увидит своих родных только через семь лет, когда станет уже совсем другим человеком.

Война

Не верили, что война затянется на четыре года. Не осознавали, сколько горя она принесет. Не могли представить, насколько были близки к гибели, даже когда прадеда послали копать траншеи у границы Шуйского района. В жизни сельчан, на первый взгляд, ничего не изменилось: также работали в колхозе, также вели свое хозяйство. Только вот мужское население сильно поредело, а на плечи женщин и детей легла тяжелая трудовая ноша. «Всё для фронта, всё для победы!»… Эту фразу следовало бы продолжить – «и ничего для себя».

Зерно – на фронт, мёд – на фронт, мясо – на фронт, овощи – на фронт! Бабушка со слезами на глазах рассказывала, как они, полуголодные дети, в осенние заморозки собирали на картофельном поле мёрзлую гнилую картошку. Её можно было натереть, смешать с грязной мукой и приготовить «тошнотики» – лепешки, от которых невыносимо тошнило.

Несмотря на войну, учёбу в школе никто не отменял. Правда, тетрадей не было и приходилось писать между строчек на страницах старых книжек. Но дети старались, учились, терпели голод и работали, работали, работали. Они не жаловались на жизнь и даже находили время на шалости и игры. Дети всё понимали.

Нина училась хорошо и окончила 10 классов средней школы в 1945 году, когда знамя Победы уже реяло над проклятым Рейхстагом. Позже она поступила в педагогический институт и окончила его через два года по ускоренной программе. Учителя стране были очень нужны.

Бабушка очень хорошо запомнила, как в каждом доме ждали прихода почтальона. В день доставки почты, с самого утра на заборах «висели» дети и выглядывали старики. Как только почтальон появлялся в конце улицы, к нему устремлялась ватага ребятни, где каждый надеялся первым получить заветный бумажный треугольник. Почти после каждого визита почтальона, в каком-то из домов раздавался крик убитой горем матери и тонкие всхлипы детей.

Сирот становилось больше, семьи редели. По рассказам бабушки, она сама каждый раз плакала, когда мать, дрожащими руками открывала письма от Николая. Он даже из Сталинграда писал, что у него всё хорошо, кормят достойно, условия жизни хорошие… А сам получил два тяжелых ранения и непонятно как смог выжить в этой мясорубке. Ведь, как известно, в пехоте долго не живут.

Встречи

Бабушка хорошо помнила события 9 мая 1945 года. Она как раз шла из школы, когда по радио объявили о Победе. С улыбкой и полными слёз глазами, она рассказывала, как на главной улице собралось всё село, и начался настоящий праздник. Гармонь, песни, пляски и… горькие рыдания тех, чьи мужья и сыновья не дожили до этого счастливого момента.

Ближе к осени стали возвращаться фронтовики. Раненые, худые, постаревшие. Как же трудно им было привыкать к мирной жизни. Теперь в домах часто раздавались не рыдания, а крики мужчин, просыпавшихся среди ночи в холодном поту. Кто-то не выдерживал – начинал пить, кто-то справлялся с депрессией и возвращался к относительно спокойной жизни.

Первые послевоенные месяцы очень точно отражают строчки из песни Высоцкого: «И отплакали, те, кто дождались. Не дождавшиеся – отревели…»

Брат бабушки Николай, вернулся в родное село только в 1948 году, успев дослужиться до звания майора и погонять бандеровцев по лесам Западной Украины. О его интересной судьбе я расскажу в одной из следующих статей.

В 1947 году студентка Нина стала Ниной Алексеевной и устроилась работать в детский дом, куда привезли сирот из блокадного Ленинграда. Но это уже совсем другая история…

Делитесь в комментариях военными историями своих родственников и подписывайтесь на канал – здесь будет много всего интересного!

Вы можете ещё почитать мои рассказы...

Ванечка (рассказ)

Цена жизни (рассказ)

Как Виталий Викторович потерял смысл жизни (рассказ)

...истории из жизни

Как я в пять лет спланировал и осуществил побег из детсада. Почти "криминальная" история из 90-х!

"Мужики, куда вы меня пихаете?!" - реакция деревенской женщины на назначение Черненко (реальная история)

...или размышления

Маленькие радости моего детства. Воспоминания человека, выросшего в "девяностые"