Найти тему
Наглядная история

Летают ли самолёты над Беларусью

Пожалуй, все знают о недавно произошедшем случае с посадкой летевшего над Беларусью самолёта рейсом Афины - Вильнюс в Минске и арестом находившегося на нём оппозиционера Протасевича. Это повлекло за собой всевозможные обвинения и санкции, главными из которых стал запрет на пролёты над Беларусью. Сразу же стали появляться картинки с сервиса отслеживания самолётов, по которым выходило, будто бы в небе над территорией Беларуси вообще нет ни одного самолёта. Это, конечно, не так (ведь запрет касается только европейских авиакомпаний), и что самое главное, это легко опровергнуть, просто зайдя на сайт, на котором отслеживаются находящиеся в воздухе самолёты - flightradar24.com.

В связи с этим стали появляться уже совсем бредовые опровержения (вроде этого), утверждающего, что, запреты вовсе не действуют, и как раньше летали самолёты через Беларусь, так и сейчас летают. Так что, я думаю, необходимо расставить точки над i, и показать, как сейчас летают различные рейсы. В доказательство своих слов буду приводить скриншоты с сайта flightradar24.com, все сказанные мной слова вы можете перепроверить.

Посмотрим вначале, есть ли действительно самолёты в небе над Беларусью.

Итак, самолёты есть, хотя их и немного. Впрочем, видно, что чем восточнее, тем меньше самолётов над Европой. В Польше - поменьше, чем в Германии, в Украине - ещё меньше (плюс над востоком Украины вообще никто не летает со времён катастрофы малайзийского боинга). Восточнее Украины число самолётов снова увеличивается - видна вереница российских рейсов, облетающих Украину и летящих на юг из Москвы и Питера (в Сочи, Анапу, Крым, Турцию, Кипр и т.д.).

Но давайте посмотрим, что за самолёты летят над Беларусью. Во-первых, там проходят чисто российские рейсы из Калининграда (они также немного летят над Литвой).

Калининград-Домодедово, рейс Уральских авиалиний
Калининград-Домодедово, рейс Уральских авиалиний

Во-вторых, это рейсы российских авиакомпаний из Европы.

Малага (Испания) - Домодедово, рейс S7 (бывш. Сибирь)
Малага (Испания) - Домодедово, рейс S7 (бывш. Сибирь)

В-третьих, это рейсы авиакомпаний других стран. Например, даже американских - грузовой/почтовый FedEx.

Осака-Париж, рейс FedEx
Осака-Париж, рейс FedEx

Ну и, наконец, в-четвёртых, это рейсы белорусской Белавиа - они, я так понимаю, сейчас летают в основном в Россию. Или в другие страны, но не на запад, и исключительно через Россию - вот, например, как выглядит сейчас рейс Белавиа в Израиль. Такую причудливую фигуру вроде английской буквы S ему приходится описывать в воздухе, облетая Украину и, я так понимаю, арабские страны.

Минск - Тель-Авив, рейс Белавиа
Минск - Тель-Авив, рейс Белавиа

Или вот такое перевёрнутое "с" - на рейсе в Стамбул.

Минск - Стамбул, рейс Белавиа
Минск - Стамбул, рейс Белавиа

При этом Турецкие авиалинии летают в Стамбул из Минска напрямую, через Украину

Минск - Стамбул, рейс Turkish Airlines
Минск - Стамбул, рейс Turkish Airlines

Кто же тогда облетает Беларусь? Это рейсы европейских (в т.ч. украинских) авиакомпаний. Самый большой крюк приходится делать Украине и Прибалтике: вот, например, как раньше выглядел рейс Киев - Вильнюс, и как он выглядит сейчас.

Киев - Вильнюс, рейс Ryanair, до и после санкций
Киев - Вильнюс, рейс Ryanair, до и после санкций

"Ну что же, - возразят мне, - это же русофобы: украинцы и прибалты. Нормальные, западные европейцы такой ерундой страдать не будут." А вот и нет, европейские рейсы в Россию точно так же облетают Беларусь - впрочем, для этого им не приходится делать такой уж большой крюк.

Париж - Москва, рейс Air France
Париж - Москва, рейс Air France

Интересно, что те же Турецкие авиалинии, вылетая в Стамбул из Вильнюса, облетают Беларусь (хотя и летают в Минск напрямую, как я показал выше). Возможно, это требование Литвы? Впрочем, крюк тут тоже небольшой.

Вильнюс - Стамбул, рейс Turkish Airlines
Вильнюс - Стамбул, рейс Turkish Airlines

Наконец, покопавшись, я с удивлением обнаружил, что и некоторые российские авиакомпании облетают Беларусь. Например, грузовая AirBridgeCargo (возможно, не всегда - все рейсы не проверял) UPD: в комментариях с помощью Ignas M выяснили, что это действительно из-за санкций, то есть, возможно, и другие наши авиакомпании могут поступить так же.

Лейпциг - Домодедово, рейс AirBridgeCargo
Лейпциг - Домодедово, рейс AirBridgeCargo

В общем, некоторые рейсы точно облетают Беларусь, в первую очередь это рейсы европейских авиакомпаний, но также и некоторые другие. В свою очередь, российские и белорусские компании (на текущий момент, кроме одной, Волга-Днепр), а также некоторые неевропейские (хоть их и мало), по прежнему летают над Беларусью. Впрочем, это также зависит и от аэропорта вылета - например, как минимум все рейсы из Вильнюса облетают Беларусь, в том числе Турецких авиалиний.

Другая моя недавняя статья - о приграничных сражениях июня 1941-го и причинах наших поражений.

P.S. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите её лайком, подпиской и репостом в свои соцсети, такая поддержка будет меня мотивировать писать ещё, и полезная информация будет распространяться!

P.P.S. Нашел неплохую статью на BBC, где говорится о том, сколько лишних средств потратят авиакомпании на облёт Беларуси, и сколько денег потеряет Беларусь, лишившись оплаты за воздушный транзит (да, она, как и Россия, пропускает воздушные суда над своей территорией за деньги).