Найти тему
Великий Могучий

Как оформить прямую речь? Запоминаем на схемах

Оглавление

Всем привет! На связи «Великий Могучий». Напоминаем, открыта запись на новый поток курса грамотности для взрослых "Пиши и говори правильно".

Очень часто в сочинениях и статьях мы используем высказывания других людей. Порядок оформления таких цитат регламентируется словарями. Давайте пробежимся по основным правилам прямой речи и разберемся, какие знаки препинания ставить.

Для этого прибегнем к схемам, в которых будем использовать такие сокращения:

  • А, а — слова автора, с заглавной и строчной букв соответственно,
  • П, п — прямая речь.

Также будем использовать такие знаки препинания, как точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.

-2

Напомним еще, что прямая речь выделяется кавычками, если написана в строку. Итак, поехали!

Случай 1. Прямая речь после слов автора

  • А: «П».
    Учитель сказал: «Вспомните правила».

После слов автора идет двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы. Вместо точки в конце могут стоять восклицательный, вопросительный знак или многоточие. В таком случае кавычки будут ставиться после этого знака препинания.

  • А: «П!?…»
    Учитель спросил: «Помните правила?»
    Учитель призвал: «Вспомните правила!»
    Учитель решил: «Не помнят они правила…»
-3

Случай 2. Прямая речь перед словами автора

  • «П», — а.
    «Пишем диктант», — предупредил учитель.
  • «П!?…» — а.
    «Помните правила?» — спросил учитель.

Если прямая речь идет в начале предложения, то после нее ставится запятая, затем тире и идут слова автора с маленькой буквы. Варианты с другими знаками препинания будут писать без запятой, кавычки ставим непосредственно после знака.

-4

Случай 3. Прямая речь внутри слов автора

  • А: «П», а.
    Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
  • А: «П» — а.
    Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
  • А: «П!?…» — а.
    Когда учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — все промолчали.

Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора.

-5

Мысленно выбрасываем прямую речь:

  1. Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи.
  2. Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна. Поэтому после прямой речи ставим тире.
-6

Правило:

если в конце прямой речи стоит восклицательный, вопросительный знак или многоточие, то так же ставится тире.

Сказав: «До встречи!» — она быстро вышла.

-7

Случай 4. Слова автора внутри прямой речи

-8
  • «П, — а. — П».
    «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
  • «П!?... — а. — П».
    «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».

Если на месте разрыва прямой речи словами автора должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с заглавной буквы:

  • «П, — а, — п».
    «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».
-9

Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие либо тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.

Подписывайтесь на наш канал на YouTube и Instagram создателя канала. Будьте грамотными, будьте в тренде!