Всем привет! На связи «Великий Могучий». Напоминаем, открыта запись на новый поток курса грамотности для взрослых "Пиши и говори правильно".
Очень часто в сочинениях и статьях мы используем высказывания других людей. Порядок оформления таких цитат регламентируется словарями. Давайте пробежимся по основным правилам прямой речи и разберемся, какие знаки препинания ставить.
Для этого прибегнем к схемам, в которых будем использовать такие сокращения:
- А, а — слова автора, с заглавной и строчной букв соответственно,
- П, п — прямая речь.
Также будем использовать такие знаки препинания, как точка, запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.
Напомним еще, что прямая речь выделяется кавычками, если написана в строку. Итак, поехали!
Случай 1. Прямая речь после слов автора
- А: «П».
Учитель сказал: «Вспомните правила».
После слов автора идет двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы. Вместо точки в конце могут стоять восклицательный, вопросительный знак или многоточие. В таком случае кавычки будут ставиться после этого знака препинания.
- А: «П!?…»
Учитель спросил: «Помните правила?»
Учитель призвал: «Вспомните правила!»
Учитель решил: «Не помнят они правила…»
Случай 2. Прямая речь перед словами автора
- «П», — а.
«Пишем диктант», — предупредил учитель. - «П!?…» — а.
«Помните правила?» — спросил учитель.
Если прямая речь идет в начале предложения, то после нее ставится запятая, затем тире и идут слова автора с маленькой буквы. Варианты с другими знаками препинания будут писать без запятой, кавычки ставим непосредственно после знака.
Случай 3. Прямая речь внутри слов автора
- А: «П», а.
Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать. - А: «П» — а.
Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу. - А: «П!?…» — а.
Когда учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — все промолчали.
Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора.
Мысленно выбрасываем прямую речь:
- Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи.
- Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна. Поэтому после прямой речи ставим тире.
Правило:
если в конце прямой речи стоит восклицательный, вопросительный знак или многоточие, то так же ставится тире.
Сказав: «До встречи!» — она быстро вышла.
Случай 4. Слова автора внутри прямой речи
- «П, — а. — П».
«Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради». - «П!?... — а. — П».
«Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
Если на месте разрыва прямой речи словами автора должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с заглавной буквы:
- «П, — а, — п».
«Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».
Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие либо тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы.
Подписывайтесь на наш канал на YouTube и Instagram создателя канала. Будьте грамотными, будьте в тренде!