Когда я пишу о петроглифах Шалаболинской писаницы в Красноярском крае, часто получаю однотипные вопросы - "а почему именно быки нарисованы, зачем именно животных тщательно выбивали древние люди на скалах?".
Иногда животные - это просто животные, конечно. "Что вижу, то и пою", это традиционный сюжет на все времена. Но...далеко не всегда всё так просто и однозначно, ребята.
Вот, например, один из самых загадочных петроглифов Шалаболинской писаницы. Ему около двух с половиной тысяч лет. Казалось бы, простая картинка – медведь лезет по дереву.
Чтобы было понятно, что это не корова идёт по лужайке, а именно медведь лезет наверх, я специально сфотографировал изображение издалека.
В этом нет ничего необычного, так было и до нашей эры. Так происходит и сегодня. Благо, и деревьев в сибирской тайге всегда было много, и медведей. Зарисовка из таёжной жизни, сделанная на скале. Умело подмеченный древним художником сюжет.
Но не всё так, как кажется на первый взгляд. До прихода шаманов, древние люди считали именно животных посредниками в общении с потусторонним миром. Тотемное животное (священное животное рода) связывало «верхний» и «нижний» миры. Медиум, который может помочь. К которому обращены просьбы, молитвы и надежды.
И вот картинка меняется на глазах. Сюжет становится уже мифологическим. Дерево – это не просто многолетнее растение, а древо жизни. Соединяющее подземный мир и небеса. Где корень – в нижнем мире, ствол — в земном, а верхушка – в верхнем. А медведь – тотемный посредник, помогающий древнему художнику или его близким. Символ древа зачастую связан напрямую с жизнью рода и его благополучием.
«Сюжет этого петроглифа вполне может быть именно мифологическим. Считаю это одной из ключевых версий. Медведь нередко выступал именно в качестве тотемного животного. А петроглифы, связанные с деревьями, мы находили и на других писаницах на территории нашего региона. Этот древний наскальный рисунок очень интересен для нас. Возможно, исследуя древние захоронения, расположенные возле Шалаболинской писаницы, мы и сможем найти разгадку, обнаружив подобные рисунки на других предметах», - говорит один из самых известных специалистов по Шалаболинской писанице, член Русского географического общества, историк и преподаватель Красноярского государственного педагогического университета Александр Заика.
Александр Леонидович многие годы изучает писаницу. По сути, это огромная картинная галерея под открытым небом. Где сотни загадочных изображений несут нам мысли и надежды людей из прошлого. Говорит - чем больше исследует, тем больше появляется вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы.
Самое главное – постараться сохранить эти древние петроглифы, чем сейчас и занимается Красноярское краевое отделение РГО вместе с учёными.
"Мы стояли на плоскости
С переменным углом отражения,
Наблюдая закон,
Приводящий пейзажи в движенье", - поёт Борис Гребенщиков.
Всё так.
#рго #шалаболинскаяписаница #красноярскийкрай #русскоегеографическоеобщество #петроглифы